Умственная отсталость у ребенка

Вопрос-ответ. Какие слова корректно употреблять в разговорах о людях с особенностями

Комментарии экспертов фонда об употреблении терминологии в отношении детей с РАС

После выпуска программы Елены Малышевой «Жить здорово!», посвященной детям с интеллектуальными нарушениями, в которой употреблялись слова типа «кретин» и «идиот», ассоциация «Аутизм-Регионы» обратилсь в фонд «Выход» с просьбой прокомментировать, насколько корректно употребление таких слов в отношении людей с ментальными особенностями. Публикуем комментарии экспертов фонда полностью.

Глава экспертного совета фонда «Выход» Елена Григоренко (д.психол.наук, профессор Йельского университета, заслуженный профессор Хьюстонского университета, руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ):

Про эту глупость мне сказать нечего, кроме двух вещей. Во-первых, есть ощущение иногда, что российская телевизионная и широкая общественность, пусть и не вся, вообще не следит за литературой. Потому что давно весь цивилизованный мир перешел на формулировки типа «человек с…». Почему Россия отказывается это делать, и я то и дело слышу «аутисты» и тому подобное — я не знаю. Это не лезет ни в какие ворота. Потому что когда из разговора вычеркивается сам человек, остается только его диагноз. А нам этого не нужно. Нам нужно сначала думать про множество индивидуальных различий, а уже только потом — про диагноз. А во-вторых, хочу сделать замечание о кретинизме и заявлениях о том, что это медицинский диагноз. Дело в том, что кретинизм — это устаревший медицинский диагноз, не имеющий отношения к общим показателям интеллектуального развития. Это очень специфичный диагноз, который касается приобретенных дефицитов, связанных с нехваткой йода. В связи с ним должны были рассматриваться вопросы, связанные с щитовидной железой. Называть кретинизмом степень умственной отсталости — абсолютно неверно.

А если диагноза «кретинизм» сегодня нет, получается, то, что сказала Елена Малышева, не имеет никакого смысла. Да, в обществе поднялся скандал, но в профессиональной среде, если бы она такое написала своем заключении, ей бы любой компетентный доктор, психолог или педагог задал вопрос: «А вы что конкретно имеете в виду?» Потому что ни в одной современной классификации болезней такой термин в таком виде не используется. Ей надо либо объясняться, либо свою какую-то классификацию вводить, либо еще что-то делать.

И вот это-то меня и поражает. То, что Малышева сказала — бессмысленно, диагноз — устарел и не используется, то, что она приписывает диагнозу — изначально неверная интерпретация. Это заметил бы любой специалист, который знаком с МКБ. Может быть, здесь какое-то метафорическое наполнение смыслом. Может быть, это кто-то и смог бы понять, но скорее — нет. Это как если бы она назвала, например, грипп «горячим лбом». Она не действовала как уважающий себя профессионал. Поэтому я и говорю, что тут даже особо сказать нечего, кроме того, как просто вместе со всеми обидеться.

Представьте, если бы в этом же контексте Малышева использовала слово «дурак». Его она, конечно, сказать не могла, потому что в обществе оно имеет определенное и очень негативное значение и соответствующие коннотации. Поэтому она «дурак» не говорит, а говорит «кретин». И те, кто не знает, о чем идет речь, может быть, пропустили бы это. Это вроде как не так обидно, как дурак, и не так негативно. И вроде звучит по-научному — дурак по-научному уж никак не звучит. Но смысл — такой же. И речь не о том, что классификации нужно пересматривать «каждый год», как говорят некоторые комментаторы. Все уже давно пересмотрено. В том числе потому, что были замечены негативные коннотации в классификационных системах — и их попытались изменить и отказаться от них.

Доктор медицинских наук, главный внештатныяй детский психиатр Департамента здравоохранения Москвы, руководительница отдела неотложной психиатрии и помощи ФГУ ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» МЗ РФ Анна Портнова:

Кретинизм – устаревшее обозначение современного понятия синдрома врождённой йодной недостаточности, эндемичные зоны которого были обнаружены в XIX веке в одном из альпийских районов. Этот синдром может приводить к задержке развития и умственной отсталости.

Идиотия – также вышедшее из современного медицинского оборота обозначение наиболее тяжёлой степени умственной отсталости.

В современных научных классификациях термины «кретинизм» и «идиотия» не используются, как не используется термин «олигофрения», объединявший понятия дебильности, имбецильности и идиотии. Обозначение пациентов словами «кретин» и «идиот» не только ненаучно, но и этически недопустимо.

Доктор медицинских наук, профессор РНИМУ им. Пирогова Николай Алипов:

В известной передаче Малышевой прозвучали слова «кретин» и «идиот» в адрес детей с умственной отсталостью. Общественность возмутилась, и это справедливо. В адрес ведущей посыпались обвинения в оскорблении и некомпетентности, и это правильно.

Если бы подобные высказывания позволил себе администратор сайтов, можно было бы пожать плечами и сказать о некомпетентности. Но с Еленой Васильевной дело обстоит по-другому. Она — доктор медицинских наук, профессор МГМСУ. Она умеет отбиваться, и у нее есть профессиональные защитники. Она справедливо говорит, что кретинизм — хотя и устаревшее (в МКБ его нет как отдельного диагноза), но до сих пор употребимое среди медиков название врожденного гипотиреоза, протекающего с умственной отсталостью. Ей вторят профессиональные психиатры, подчеркивая, что идиотия — тоже, да, устаревшее (тоже нет в МКБ) и тоже до сих пор употребляемое некоторыми медиками название самой глубокой степени умственной отсталости. И во всем этом есть откровенное лукавство.

Есть еще много подобных терминов. Олигофрения, дебильность, имбецильность. А вот теперь вопрос, не к Малышевой, она конечно же в курсе всего, а к защищающим ее психиатрам: вы официально называете ваших клиентов кретинами и идиотами? Не в ординаторской и не на кухне, а официально? Вы напишете это в истории болезни?

Вопрос риторический, и его даже обсуждать скучно. Больной шизофренией не называется шизофреником, о диагнозе ребенка с крайней степенью умственной отсталостью можно, хотя это уже экзотика, на устаревшем лексиконе услышать (но не прочитать в истории болезни!) — идиотия, но никто не вправе назвать его идиотом. И проф. Малышева не может не быть в курсе дела.

Доктор социологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, главный редактор Журнала исследований социальной политики Елена Ярская-Смирнова.

Словом «бедлам» мы называем беспорядок. Произошло оно от искаженного англ. Bethlehem (Вифлеем), так называлась психиатрическая больница в Лондоне в XVI в., где в античеловеческих условиях содержались люди с различными психическими проблемами (или те, которым эти проблемы вменялись). Там царил хаос и антисанитария. Прохожие через специальные окошки глазели на больных, издевались над ними, а те, в свою очередь, посылали в ответ проклятия и плевки. Хорошо, что мы не во времена Бедлама живем. У нас же век просвещения и цивилизации. И добрые врачи заботятся о нашем ментальном здоровье.

Читайте также:  Лечение катаракты народными средствами без операции

Но как быть с возможностью поразвлечься, глазея на других? В XVIII-XIX вв. и вплоть до середины ХХ в. в Европе и Америке большой популярностью пользовались фрик-шоу, собиравшие целые толпы. Люди с нетипичным телом нередко становились бродячими диковинами, не имея других средств к существованию. Вспомним рассказ Короленко «Парадокс». Его персонаж – феномен, как он сам себя называет, мужчина без рук, с несоразмерно длинными и тонкими ногами, большой головой. Он очень просвещен и остроумен. Его возят в тележке от села к селу, и за деньги он не только выполняет всевозможные действия ногами, но и высказывает афоризмы. Это в его уста автор вложил ставшее известным высказывание: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Публика собирается со всего села поглазеть на «интересную игру природы», со страхом и жалостью, с чувством содрогания взирая на его «уродливую наготу».

Со временем такие цирки и театры себя изжили, на их место пришли медицинские проекты просвещения публики – музеи, публичные лекции, где демонстрировались «медицинские случаи», издания, иллюстрированные фотографиями пациентов…

…В наше время роль таких фрик-шоу выполняют телепередачи. Шоу-программам нужен стабильный рейтинг. Поэтому в ход идут сомнительные с этической точки зрения, но безотказно действующие на зрителей-вуайеристов приемы: фейковые герои, обещания помочь с лечением (нередко липовые) и проч. Кто-то из приглашенных на съемки готов показать себя ради быстрой славы, а кто-то добивается признания ради идеи, отстаивая свою точку зрения. И зритель у программы всегда находится — ведь по телеку лучше видно, чем через замочную скважину или через окошко Бедлама: крупным планом, с хорошим освещением и подробным обсуждением деталей.

Теперь о терминологии. Эта тема поднималась неоднократно. Можно сколько угодно повторять, что в развитых странах отказываются от стигматизирующих ярлыков и морально устаревших и научно несостоятельных диагнозов. Во рту слаще не станет. В США несколько лет назад был принят закон, запрещающий использование термина «умственная отсталость» (mental retardation), который имеет негативную коннотацию, оскорбителен для многих людей и часто приводит к неправильному пониманию природы расстройства. Вместо него теперь принят термин «интеллектуальная инвалидность» (intellectual disability). Впрочем, Google продолжает упорно переводить новый термин по-старому: «умственная отсталость».

Конечно, нам мировая практика не указ, нам новшества, которые связаны с правами человека, кажутся опасными и чужеродными. Гендер, например. Вопросы о правах женщин, детей, людей с инвалидностью, ЛГБТ, мигрантов, людей, живущих с ВИЧ, воспринимаются как опасные… Но для чего или для кого они могут быть опасными? Почему? Может быть, потому что, поднимая такие вопросы, мы подвергаем сомнению те отношения в обществе, те структуры власти, которые должны выглядеть незыблемыми? Вот и появляются такие объяснения, которые оправдывают сложившиеся системы доминирования традициями, исконным порядком вещей. На службу незыблемого статуса кво часто привлекают науку. Придворную, убеждающую подданных в правильности и справедливости правителей. Заказную, помогающую власть имущим пополнять их достаток и направлять внимание народа на «безопасные» темы. Работающую вроде бы на благо граждан, а на деле – углубляющую неравенство и унижающую людей.

Вопрос — почему изначально нейтральные, «сугубо научные» термины становятся оскорбительными? Потому что наделение людей диагнозами не ограничивается рамками медицинского учреждения и не связано отношениями между врачом и пациентом. За диагнозом следуют административные решения, например, помещать людей в специальные условия, ограничивать их жизненные шансы, осуществлять за ними постоянный контроль. И вокруг этого клубятся негативные социальные установки.

Детей и взрослых с особенностями поведения или внешности когда-то считали наказанием за грехи или наоборот ангелами во плоти, божьими людьми. С развитием законодательства о достойных и недостойных получателях помощи появились и другие коннотации – иждивенец, недееспособный, фрик – объект любопытства и развлечения.

Парадоксальным образом некоторые медики, которые, казалось бы, должны были просвещать население, вносили вклад в наращивание интолерантности, привносили в общество страхи и предрассудки. Более того — дело доходило до систематического истребления людей с ментальными особенностями под эгидой медицинских программ.

Слова, попадая в повседневный обиход, становясь популярными, перестают означать лишь медицинские диагнозы (которые, кстати, регулярно пересматриваются), но обобщаются, наделяются более широкими значениями, используются в ссорах, конфликтах в качестве синонимов другим оскорбительным наименованиям. Однако если оппонента называют «глупцом» или «сволочью» — это одно. А если «дауном», «кретином» или «аутистом» — это другое, потому что такие слова обидны еще и как грубое название ни в чем не повинных людей, которым присвоили соответствующие медицинские диагнозы.

Другой вопрос – почему термины, вышедшие «на свободу» и получившие новые смыслы, носящие характер оскорбления, должны быть запрещены к использованию и в науке, и в публичной сфере, и почему в повседневности с ними нельзя мириться? Понятия, которые приобрели негативные коннотации, уже не несут нейтральный смысл. Они облеплены унизительными и оскорбительными значениями, как затонувший корабль – ракушками. Кроме того, и сама наука не стоит на месте. Поэтому термины выходят из употребления. Особенно сегодня, когда вопросы социальной справедливости, инклюзии и прав человека становятся делом государственной важности и личной ответственности как профессионала, так и любого человека.

Современные поколения европейцев социализируются в обществе, где оскорбительные наименования запрещены, а когда кто-то из публичных фигур случайно допускает некорректное высказывание, это обязательно широко обсуждается, и тот, кто допустил оплошность, приносит извинение. Да и в России таких случаев уже было немало.

Третий вопрос — что теперь делать? Малышевой и поддержавшим ее психиатрам — извиниться и пройти повышение квалификации. Родителям и честной и умной общественности — сплотиться. Сделать из этого случая мем, повод высмеять устаревшую и неадекватную реальность. Например, как в мерче SINDROM Ивана Бакаидова, — футболки и другая символическая продукция, которая помогает людям выразить протест против стереотипов. Почему бы не нарядиться всем в футболки с портретом ведущей и слоганом «Ведь я не кретин, надеюсь?». Стать фриками, кретинами в данной ситуации для нас – это лучший способ. Это круто. А смотреть такие передачи, верить им — это полный отстой.

«Феномен» в рассказе Короленко, как это часто бывает в кино и литературе с персонажами с инвалидностью, важен для автора не сам по себе, а как средство почувствовать «противоречие жизни», необходимое для взросления главных героев. То, что случилось в очередной раз в российской публичной сфере, тоже становится катализатором социального взросления нашего общества.

Читайте также:  Кора головного мозга функции, особенности строения

Идиотия

Достаточно серьезным заболеванием является умственная отсталость. Она проявляет себя с раннего возраста, когда ребенок не только психологически, но и физически отстает в развитии. Идиотия является самым тяжелым состоянием умственной отсталости. Симптомы позволяют разделить ее на виды, а также выделить причины возникновения болезни, которая нуждается в лечении.

  • Что такое идиотия?
  • Виды идиотии
  • Причины идиотии
  • Лечение идиотии
  • Прогноз

Интернет-журнал psytheater.com определяет идиотию заболеванием, от которого нет эффективного лечения. Можно лишь поддерживать ребенка в максимально здоровом состоянии, но излечить его невозможно. Эта ноша ложится в первую очередь на родителей, которые вынуждены много времени уделять больному ребенку. О длительности жизни такого человека тоже не приходится говорить, поскольку он практически становится неспособным сам себя обеспечивать.

Что такое идиотия?

Что такое идиотия? Это тяжелая форма олигофрении – умственной отсталости. Ребенок с таким диагнозом не только страдает от отсутствия речи и мышления, но и физически болеет, поскольку его строение значительно нарушено, что искажает ходьбу. На 10000 детей лишь 1 становится олигофреном. Среди всех олигофренов выделяют 5% больных идиотией.

Распознать идиотию можно по тому, что ребенок полностью лишен каких-либо возможностей к развитию мыслительной деятельности, а также не способен усвоить речь. Он может выговаривать отдельные слова и произносить нечленораздельные фразы. Речь для окружающих является непонятной. При этом больной не способен усвоить элементарные навыки самообслуживания, что делает его зависимым от окружающих людей и врачей.

Глубокая степень идиотии проявляется в:

  1. Неспособности за собой ухаживать, надобности в надзоре.
  2. Кусании, царапании себе лица, вырывании волос.
  3. Вялости.
  4. Негативизме и злобности.
  5. Неспособности поглощать пищу и пережевывать ее.

По сравнению с другими болезнями, при которых происходит умственная деградация (например, деменция), идиотия как крайняя форма олигофрении проявляется с самого рождения или с ранних лет развития. Болезнь проявляется уже в детском возрасте, когда ребенок проявляет соответствующие симптомы.

Причиной идиотии часто называют генетические особенности, нарушения в умственном развитии в утробе матери или после рождения, недостаток йода, черепно-мозговые травмы при рождении, а также недоразвитие нервной системы.

Достаточно серьезным становится заболевание и для самих родителей. Вот почему следует знать обо всех его особенностях.

Виды идиотии

В идиотии разделят виды, которые определяются причинами или периодами развития болезни:

  • Амавротическая – проявляется в снижении зрения и умственной отсталости. Генетически обусловлено нарушением обмена гликозидами.
  • Амавротическая поздняя детская – проявляется у дошколят (до 4 лет). В головном мозгу наследственно нарушен липидный обмен. Проявляется в виде органического слабоумия, судорожных припадков, атрофии зрительных нервов, атаксии.
  • Амавротическая врожденная – проявляется в соответствующих симптомах в виде судорог, мышечной гипотонии, прогрессирующей гидроцефалии, остановке нервно-психического развития у новорожденных.
  • Амавротическая ранняя детская – проявляется в первый год жизни ребенка. Распознается по снижению зрения, нарастающим центральным параличам, задержке психического развития и гиперакузии.
  • Амавротическая поздняя (болезнь Куфса) – возникает во взрослом возрасте и протекает как органическое поражение мозга: прогрессирующая глухота, психосиндром, мозжечковые расстройства, пигментный ретинит.
  • Амавротическая юношеская – проявляется в 6-летнем возрасте. Ее симптомы: снижение интеллекта, временные двигательные расстройства, пигментный ретинит, нарушение памяти, вялость, вегетативно-эндокринные нарушения.
  • Дизостотическая – наследственное нарушение строения ткани соединительной, что отражается на костях, глазах, суставах, внутренних органах и нервной системе.
  • Гидроцефальная – возникает у новорожденных и проявляется в виде кровоизлияний в головной мозг, что приводит к нарушению ликвородинамики и повышению внутричерепного давления. Причиной является водянка головного мозга – врожденная атрофия вещества мозга.
  • Ксеродермическая – является генетическим заболеванием, которое выражается слабоумием, низким ростом, недоразвитием нервной и половой систем, пигментной ксеродермией.
  • Тимическая – проявляется в результате дисфункции вилочковой железы.
  • Микседематозная – возникает в результате врожденной недостаточности выработки гормонов щитовидной железой.
  • Моральная – не считается заболеванием. Такой формой идиотии называют людей, утративших моральные и нравственные ценности. У них нарушена эмоционально-волевая сфера и интеллект.

Причины идиотии

Главной причиной развития идиотии называют генетическую предрасположенность, при которой происходит нарушение генетического и хромосомного строения. Умственная отсталость сопровождается физическим недоразвитием. Может сопровождаться синдромом Дауна, синдромом Прадера-Вилли, синдромом Ангельмана.

Также немаловажными становятся факторы, которые воздействуют на беременную женщину, пока она вынашивает ребенка. Ими являются:

  1. Инфекционные заболевания: краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, сифилис и пр.
  2. Ионизирующее излучение, например, при частом использовании рентгена.
  3. Грубое нарушение диеты или неправильное питание, при котором ребенок недополучает нужные ему элементы. Отказ от пищи возможен, но необходимо компенсировать недостаток веществ в организме.
  4. Влияние химических веществ: алкоголя, наркотиков, ядов (органические растворители, яды против насекомых).
  5. Различные травмы черепа во время родов, например, сдавливание акушерскими щипцами, асфиксия или внутричерепное кровоизлияние.
  6. Резус-фактор – несовпадение крови матери и ребенка.
  7. Нехватка йода в питании малыша до 3 лет.
  8. Недоношенность ребенка, что сказывается на морфо-функциональной незрелости головного мозга.
  9. Гормональные нарушения в функции щитовидной железы.
  10. Генетические нарушения в обмене гликозидов мозга или липидов.
  11. Травмы головы в детском возрасте.

Распознать идиотию можно по тем симптомам, которые соответствуют ей. Они немного схожи с симптомами других степеней умственной отсталости. Ими являются:

  • Отсутствие сознательного мышления. Ребенок не может рассуждать и что-либо понимать, что также является результатом отсутствия речи и умения читать.
  • Отставание в физическом развитии. Ребенок поздно начинает держать головку, сидеть, ходить. Может даже не научиться данным навыкам. Он не способен четко выполнять какие-то последовательные действия, поскольку они размашисты, неточны, не координированы.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Ребенок не может самостоятельно одеваться, чистить зубы. Могут даже отсутствовать навыки поглощения пищи.
  • Недоразвитие осмысленной речи. Она больше напоминает выкрики, набор звуков, мычание, не целенаправленное возбуждение, нежели что-то похожее на человеческую речь. Постороннюю речь ребенок воспринимает, однако не понимает и не способен сам ее воспроизвести.
  • Неспособность отличать съедобное от несъедобного, распознавать знакомых людей. Плохо функционирует память, из-за чего ребенок может не узнавать родных, а также тянуть в рот несъедобные предметы.
  • Эмоциональная нестабильность и неадекватность, которая выражается в раздражительности, злости, вспышках агрессии.
  • Неспособность самостоятельно передвигаться. Походка неуверенная. Отсутствует согласованность в движениях рук и ног.
  • Довольная гримаса после потребления еды.
  • Бессмысленное выражение лица.
  • Неопрятность.
  • Отсутствие навыков личной гигиены.
  • Социальная дезадаптация.
  • Коэффициент интеллекта не превышает 20.
  • Восприятие мира на уровне «нравится-не нравится».
  • Недержание мочи и кала.
  • Онанизм, который может происходить при других людях.
  • Наличие булимии.
  • Маленький рост.
  • Преобладание инстинктивных действий от осмысленных.
  • Наличие патологических рефлексов, например, склонности к сосанию.
  • Длительное время пребывание в состоянии равнодушия.
  • Недоразвитость мышления и памяти.
  • Отсутствие склонности к контактам и обучению.
  • Мышечная гипотония и гипорефлексия.
  • Широкий и большой язык.
  • Отсутствие реакции на происходящее во внешнем мире.
  • Одутловатое лицо.
  • Пороки конституции тела, дефекты органов внутренних и сенсорных.
  • Поступки немотивированные в виде членовредительства, импульсивных действий, агрессии.
Читайте также:  Боль в крестце, отдающая в ногу причины, лечение

Больных обычно держат в психоневрологических интернатах, где за ними предусматривается постоянный уход. Сами больные большую часть времени проводят в кроватях, издавая слоги и звуки и совершая маятниковые бессмысленные действия.

Тяжелая форма идиотии сопровождается нарушением температурной и болевой чувствительности.

У каждого больного наблюдается свой набор симптомов, которые могут не включать все выше перечисленные.

Лечение идиотии

Прежде чем ребенка начинают подвергать лечению от идиотии, сначала проводится диагностика. Собираются жалобы и анамнез, проводится внешний осмотр. Также обязательно ребенок проходит общение с психиатром, который выявляет типичные симптомы идиотии и степень умственной отсталости. По необходимости больной проходит осмотр у невролога, а также осматривается на КТ и МРТ.

Обычно больных идиотией помещают в специальные заведения (психиатрические больницы, дома для инвалидов или умственно отсталых), чтобы за ними был постоянный уход. Это необходимо, поскольку пациенты не могут себя обслуживать, даже потреблять еду. Здесь их кормят, прогуливают, одевают, следят за соблюдением гигиены и пр.

  • При вспышках агрессии назначаются успокоительные препараты.
  • Прописываются ноотропы (Церебролизин, Липоцеребрин), Глютаминовая кислота и витамины, чтобы улучшить питание головного мозга.
  • Осуществляется вливание магнезии, даются Глицерин, Диакарб для понижения внутричерепного давления.
  • Назначаются стимуляторы (Сиднокарб, Алоэ, Женьшень, Китайский лимонник) при сильной заторможенности.
  • Принимаются противосудорожные лекарства во время припадков.
  • Назначаются нейролептики при сильном возбуждении.

перейти наверх

Прогноз

Продолжительность жизни может достигать 40-летнего возраста, если больной получает должный уход и заботу. В противном случае прогноз ухудшается за счет неспособности больного себя обслуживать и обеспечивать. В подростковом возрасте велика смертность среди больных идиотией за счет интеркуррентных заболеваний.

Осложнениями идиотии являются преступные действия в виде вспышек агрессии и нецелесообразности возбуждения, а также социальная дезадаптированность из-за умственного и физического недоразвития.

Предотвратить развитие болезни можно, если соблюдать все рекомендации акушера-гинеколога во время беременности. Наследственные нарушения, к сожалению, невозможно предотвратить.

Идиотия

Идиотия – это крайняя степень умственной отсталости (олигофрении), самая тяжелая ее степень. Характеризуется врожденным или приобретенным в раннем детстве дефектом умственного развития, который в последующей жизни не нарастает. В противопоставление деменции, суть которой в приобретенном дефекте интеллекта, при олигофрении (и идиотии, как ее разновидности) умственный дефект присутствует с рождения или с ранних лет жизни, являясь следствием нарушения функции нервной системы во внутриутробном или раннем детском периодах развития: черепно-мозговая травма при прохождении через родовые пути, недостаток йода в раннем возрасте, пороки развития нервной системы.

  • Взрослые
  • Дети
  • Беременные
  • Акции
  • Симптомы
  • Причины
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения и последствия
  • Профилактика

Симптомы идиотии

  • Резкое отставание в физическом развитии: дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить, могут не научиться этому вообще. Выполнение каких-либо целенаправленных действий крайне затруднительно, так как все движения плохо координированы, размашисты и неточны.
  • Недоразвитие или полное отсутствие осмысленной речи: чаще всего речь больного идиотией состоит из мычания, выкриков, нецеленаправленного возбуждения.
  • Отсутствие осознанного мышления: ввиду отсутствия речи, полной неспособности больного идиотией читать он не может что-то осмысливать и оценивать.
  • Неспособность узнавать вещи, людей: чаще всего не узнают своих родных, поедают несъедобные предметы (не могут отличить съедобное от несъедобного).
  • Отсутствие способности к самообслуживанию: больные идиотией не могут самостоятельно одеваться, чистить зубы, иногда даже принимать пищу.
  • Эмоциональные нарушения в виде внезапных вспышек агрессивности, злости, раздражительности.
  • Выраженность вышеперечисленных симптомов индивидуальна для каждого человека.

Причины

  • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли). Они связаны с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются признаками физического недоразвития.
  • Вредные факторы, воздействующие на организм беременной матери (отражается на плоде).
    • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
    • Химические агенты (например, бытовые токсины (яды насекомых, органические растворители), алкоголь, наркотики).
    • Наличие инфекционных заболеваний:
      • цитомегаловирусная инфекция;
      • сифилис;
      • краснуха;
      • токсоплазмоз и др.
    • Недоедание или грубое нарушение диеты: например, отказ от употребления мяса без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия продуктов.
    • Недостаток йода (он необходим для правильного развития нервной системы).
  • Травма головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия, родовая травма (например, сдавление головки ребенка акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепное кровоизлияние из-за родовой травмы).
  • Недостаток йода в пищевом рационе ребенка в раннем возрасте (с новорожденности и до 2-3 лет).

Врач психиатр поможет при лечении заболевания

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания (опрос людей из близкого окружения):
    • с какого возраста стали заметны признаки идиотии (отсутствие целенаправленной речи, недостаточная двигательная активность, неузнавание родственников и др.);
    • как протекала беременность матери (были ли инфекционные заболевания, недостаточное питание, простудные заболевания, повышение артериального (кровяного) давления, факт употребления алкоголя или наркотиков);
    • наличие частых простудных заболеваний в детстве;
    • наличие факта недоедания в детстве.
  • Осмотр психиатром: оценка интеллектуальных способностей человека при беседе, использовании специальных шкал, опросников. Оценивается речь пациента, уровень его общения в социальной среде, отношения с родителями и родственниками (часто люди с идиотией очень трепетно относятся к родителям, называя их по имени, но не узнают знакомых людей и даже пугаются их).
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга и определить возможные признаки повреждения мозга (кровоизлияния, нарушения строения мозга).
  • Возможна также консультация невролога.

Лечение идиотии

  • Постоянный надзор за больными в домах для инвалидов, домах для умственно отсталых или психиатрических лечебницах. За такими пациентами необходим тщательный уход (прогулки, гигиенические процедуры, одевание), кормление (так как больные идиотией не могут самостоятельно держать ложку, принимать пищу).
  • Успокоительные препараты при вспышках агрессивности.
  • Препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).

Осложнения и последствия

  • Отсутствие социальной адаптации в связи с крайне сильным интеллектуальным и физическим дефектом.
  • Агрессивное поведение с социально опасными поступками (вспышки агрессивности с нецеленаправленным возбуждением).

Профилактика идиотии

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

  • Авторы

Чудновский В.С., Чистиков Н.Ф. — Основы психиатрии – 1997 г.
Попов Ю.В. – Современная клиническая психиатрия, 2006 г.
Сухарева Г.Е. – Клинические лекции по психиатрии детского возраста, том 2, 1965 г.
Бачериков Н. – Клиническая психиатрия, 1989 г.

Что делать при идиотии?

  • Выбрать подходящего врача психиатр
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации
Ссылка на основную публикацию
Укус клеща у человека признаки, как выглядит, чем обработать
Какого цвета бывают клещи? С наступлением весны нам всем очень хочется поскорее отправиться на природу, в лес, провести приятный день...
Уколы гиалуроновой кислоты все ответы на все вопросы Компетентно о здоровье на iLive
Инъекции гиалуроновой кислоты Одним из самых популярных и востребованных направлений современной эстетической медицины являются инъекции гиалуроновой кислоты. Отличительное свойство этой...
Уколы и таблетки Кетанов инструкция по применению, цена, отзывы при зубной боли
Кетанов - побочные эффекты, противопоказания Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением...
Укусы насекомых первая помощь ребенку — Актуальная тема
Как помочь ребёнку после укуса насекомого? В этой статье мы расскажем вам, как можно унять зуд после укуса насекомого с...
Adblock detector