ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА, Введение в теорию развития личности А

А.Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Главная > Реферат >Философия

Федеральное агентство по образованию

Кафедра философии


Реферат

А.Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Выполнила: Чупрунова Дарья Владимировна, студентка гр. 5П-2

Проверил: Зайко Александр Владимирович,

доцент, канд. филос. наук.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава 1. Биография Альфреда Адлера………………………………….……. 4

Глава 2. Неполноценность и комплекс неполноценности……………..……..6

2.1. Термин комплекса неполноценности………………………. 6

2.2. Истоки комплекса неполноценности……………………. 7

2.3Влияние комплекса неполноценности на личность человека,

на его характер и поведение . 11

2.4.Стиль жизни, как способ компенсации комплекса неполно

Список использованной литературы………………………………………….19

Альфред Адлер – австрийский ученый — подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству;

3) чувство неполноценности и компенсация;

4) социальный интерес;

В своем реферате я хочу рассмотреть такую проблему человеческой психологии, как комплекс неполноценности, так как она довольно часто встречается в современном обществе. Постараюсь рассмотреть ее истоки и влияние на человека на протяжении всей его жизни. Является ли врожденным этот комплекс или складывается со временем, в связи с определенным поведением людей, окружающих индивидуум и с событиями, произошедшими с ним.

Глава 1. Биография Альфреда Адлера

Альфред Адлер родился в предместье Вены 7 февраля 1870 года в семье еврейского купца среднего достатка. Хотя в детстве он болел многими серьёзными болезнями, в том числе рахитом, Адлер упорно боролся против своих физических слабостей. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты его теории, как подчёркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.
В детстве Адлер несколько раз близко сталкивался со смертью. Его младший брат умер в их общей постели, когда ему было три года. Позже сам он дважды был на волосок от смерти во время уличных происшествий. В пять лет он заболел тяжелейшим воспалением лёгких, так что семейный доктор считал этот случай безнадёжным; его спас другой врач. Выздоровев, Адлер решил стать врачом.
В восемнадцать лет он поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину. Он глубоко интересовался социализмом и был участником многих политических митингов. На одном из них он встретил будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, приехавшую в тот же университет.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал частную практику, сначала в области офтальмологии, потом – общей медицины. Благодаря растущему интересу к нервной системе, её функционированию и адаптации, область его занятий перемещалась в неврологию и психиатрию.
В 1902 году Адлер стал одним из первых членов внутреннего кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Он был наиболее активным членом группы и пользовался большим уважением .
Ещё до того, как Адлер встретил Фрейда, он начал свою теоретическую работу; к моменту этой встречи он уже публиковался в сферах социальной медицины и образования. Тем не менее, хотя Адлер никогда в действительности не принимал концепции либидо «Эдипова комплекса», он подвергся глубокому влиянию психоаналитической теории; в особенности это касается представлений о важности отношений ребёнка к матери, роли психологического развития в первые шесть лет, интерпретации невротических симптомов, анализа снов.
Хотя его взгляды на невроз уже начали сильно отличаться от фрейдовских, в 1910 году Фрейд предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества.
К 1911 году теоретические расхождения стали неприемлемыми для Фрейда и многих других членов общества. Адлер отказался от президентства и оставил общество вместе с ещё девятью из 23 его членов. Он основал собственную организацию — Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе.
Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в обучении учителей, поскольку он полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Адлер и его помощники организовали также консультативные центры для детей в общественных школах, где дети и их родители могли получить совет. К 1930 году в одной только Вене было 30 таких центров.
Он опубликовал множество статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам по Европе и США. В 1928 году он читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке и через год снова вернулся туда с курсом лекций и клинических демонстраций. В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. Он переехал в Соединённые Штаты и возглавил медицинскую психологию в Лонг-Айленском медицинском колледже в 1932 году.
Адлер умер в Шотландии в 1937 году в возрасте 67 лет во время лекционного турне по Европе.

Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти, снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Глава 2. Понятие комплекс неполноценности


2.1. Термин комплекса неполноценности

Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества (А.Адлер).

Комплекс неполноценности — термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан.

Комплекс неполноценности — теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера — , обозначающее “…энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности . Происходит вытеснение — этого чувства — в бессознательное — и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности — , в которых возможен реальный или мнимый успех”. 1

В своей статье Адлер разъясняет: «Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства» 2 . То есть эти два свойства взаимодополняют и взаимотрицают друг друга : если ты стремишься к превосходству, то вполне возможно, что это связано лишь с твоим комплексом неполноценности.

2.2. Истоки комплекса неполноценности

Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается (А.Адлер, 1964).

В самом начале карьеры, когда Адлер еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации». В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был «неполноценным» от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей.

Читайте также:  Бифиформ цена в Москве от 568 руб, купить Бифиформ, отзывы и инструкция по применению

Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медициной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого – с легкими, у третьего развивается артрит.

В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер предположил, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Он также отмечал, что «…органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека». 3

Вскоре после публикации монографии о неполноценности органа, Адлер расширил свои представления о неполноценности, включив в него всякое чувство, возникающею в связи с переживанием социальной или психологической несостоятельности, помимо переживаний, связанных с физической слабостью и нездоровьем. В это время Адлер отождествил неполноценность с немужественностью или фемининностью, а компенсацию назвал «маскулинный протест». Однако позже он подчинял эту точку зрения более общей, состоящей в том, что чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Например, чувство неполноценности мотивирует ребенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и движение ввысь получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство неполноценности не является признаком патологии; оно – причина совершенствования человека. Разумеется, чувство неполноценности может быть ненормально преувеличено особыми условиями, балованием или отвержением ребенка, и в этих случаях могут возникать определенные аномальные явления типа комплекса неполноценности или компенсаторного комплекса превосходства. Но в нормальных обстоятельствах чувство неполноценности или недостаточности – великая движущая сила. Иными словами, людей толкает вперед желание преодолеть свою неполноценность и ведет за собой стремление к превосходству.

Комплекс неполноценности по адлеру

Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основой любой мотивационной силой в жизни человека.

Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности — преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности.

С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия.

Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми.

Как мы увидим далее, |каждый из этих трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности

У людей с псевдокомпенсационным жизненным стилем наблюдается стремление к превосходству и нулевой или негативный социальный интерес. Если он близок к нулю — они заняты преимущественно сохранением собственного «нарциссического баланса», при выраженном негативном социальном интересе они используют других и манипулируют ими. При этом приставка «псевдо-» подчеркивает, что они стремятся к компенсации, но делают это не путем прямого преодоления проблем, а с помощью окольных способов. Адлер писал: «Представим себе, что человек потерял уверенность в своих силах; предположим, что он не может представить себе, как его реальные усилия, если даже он их предпримет, смогут улучшить его ситуацию. И этот человек тоже будет не в состоянии вынести ощущения недостаточности, и такой человек тоже будет бороться, чтобы избавиться от них; но он будет пробовать способы, которые не продвинут его вперед. Вместо того чтобы преодолевать препятствия, он будет стараться загипнотизировать самого себя, интоксицировать себя, чтобы вызвать у себя чувство превосходства. Если он чувствует себя слабым, то постарается переместить себя в обстоятельства, в которых почувствует себя более сильным. Он не учится тому, чтобы быть более сильным, более адекватным, он учится тому, чтобы казаться сильнее в собственных глазах» (цит. по: Сидоренко, с. 55).

Среди способов псевдокомпенсации Адлер называл:

«Уход в болезнь«. То, что в психоаналитических учениях считается вторичным выигрышем от симптома, Адлер выдвинул на первый план в объяснении генезиса неврозов и психосоматических расстройств. Согласно его точке зрения, любой симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества: а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем; б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими; в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других. «В той или иной степени каждый невротик ограничивает поле своей деятельности и свои контакты со средой. Он старается держаться на расстоянии от трех истинных проблем жизни и ограничивает себя такими обстоятельствами и ситуациями, в которых надеется доминировать. Таким образом, он выстраивает себе тесный загон, закрывает дверь и проводит свою жизнь вдали от ветра, солнечного света и свежего воздуха».

«Уход в слабость«. «Такой индивидуум попытается ограничить поле своей деятельности и будет больше занят тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Слезы и жалобы — средства, которые я назвал «силой воды», могут быть в высшей степени подходящим орудием, чтобы разрушить сотрудничество и свести других людей до положения рабов. У этих людей, так же как и у тех, кто страдает от застенчивости и чувства вины, комплекс недостаточности обнаруживается на поверхности. Они с готовностью признают свою слабость и свою неспособность контролировать себя. Что они будут прятать, так это завышенные цели первенства, свое желание быть первым любой ценой» (там же). Люди с подобным типом псевдокомпенсации максималистично выбирают в жизни что-то «самое-самое» — либо самое лучшее, либо, чаще всего, самое худшее. «Растяпы», «невезучие», алкоголики, жертвы общей жесткости мира и черствости окружающих — все они ищут превосходства в том, что доказывают, как они слабы и несчастны. «Самоистязающие себя святые, избрав страдание, избегают необходимости встретиться с жизнью и поддерживают в себе благородное чувство морального превосходства, которое им страшно необходимо.

Читайте также:  Энтербиоз пути заражения, симптомы, диагностика и лечение - НИИ Эпидемологии

«Леность«. Так же как болезнь или слабость, лень служит хорошим оправданием собственных неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач. Некоторые стремятся скрыть этот «недостаток», в свою очередь, выстраивая над ним целый ряд «объективных» объяснений; у некоторых же он даже возводиться в ранг этакого «очаровательного изъяна» (достаточно вспомнить русские народные сказки или знаковую фигуру классической русской литературы — Илью Ильича Обломова). Кроме того, до сих пор в нашем обществе лень зачастую подвергается меньшему осуждению, нежели предприимчивость и ловкость (что находит свое отражение как на уровне бытовых анекдотов, так и на уровне культурной идеологической установки, согласно которой «лень — двигатель прогресса»).

— «Лживость». Хитрость и обман могут служить целям привлечения внимания к себе или «гипнотизации» себя и других своими достижениями. Как указывает Адлер, «там, где мы наталкиваемся на ложь, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдавал ей предпочтение»

— «Жестокий тиран». В основе этого вида псевдокомпенсации лежит избалованность, столкнувшаяся с принципом реальности. Мстя окружающему миру за невозможность беспрепятственно удовлетворять свои прихоти, индивид может выбрать путь тирании через слабость или путь жестокости. При этом жестокость совсем необязательно предполагает какое-то крайнее злодейство: она может проявляться через обычно невидимое семейное насилие, любовь к порядку и дисциплине, непримиримую борьбу с разного рода оппонентами (научными, политическими, религиозными и т. п.), карьерное самоутверждение, разного рода азартные и рискованные игры (в которых тиран всегда «водит»). Как обнаруживает Адлер, «не было совершено ни одного акта жестокости, который не проистекал бы из тайной слабости. Человек, который по-настоящему силен, не будет склонен к жестокости» (там же).

— «Комплекс превосходства». Эта псевдокомпенсация, выступающая одновременно и как анестезия чувства недостаточности, и как психостимулятор, позволяет индивиду в блаженном «гипнозе» собственных достижений оказывать значительное позитивное или негативное влияние на других. В ее основе лежит чувство, которое Адлер описывает таким образом: «Другие люди вполне могут не заметить меня. Я должен показать им, что я не какой-нибудь там» (цит. по: Сидоренко, с. 58). Подобный тип псевдокомпенсации присущ многим учителям, вождям, гуру и т. п., однако неразвитость социального интереса делает любые их выдающиеся достижения бесполезными как для общества, так и для них самих.

— «Самореклама«. Псевдокомпенсация по этому типу служит стремлению завоевать одобрение и признание окружающих, возникающему из базисного желания признания нашего существования. Это можно наблюдать во время детских игр, когда ребенок просит родителей посмотреть на него. Как пишет В. Кемплер (Kempler, p. 251-286), «своей невинной мудростью он понимает, что его должны признавать». Если в ответах родителей нет одобрения или неодобрения, а есть простое принятие к сведению, которое позволяет ребенку развить собственную систему ценностей в отношении своего поведения, в нем развивается ощущение самого себя и он начинает принимать свое существование. Но если родители дают ответ, содержащий, помимо констатации, некое сообщение о своем одобрении или неодобрении, ребенок очень скоро начинает искать уже не признания, а одобрения. Вместо того чтобы говорить: «Смотри на меня» он говорит: «Я хорошо это сделал, правда?».

Саморекламирующимся индивидам со временем все больше требуется постоянное подтверждение их значимости со стороны других людей, а также поддержка и защита. В отличие от индивидов с комплексом превосходства их псевдокомпенсация не имеет психостимулирующего эффекта и ведет к зависимости. Отметим, что последние два вида псевдокомпенсации могут быть в определенной степени полезными по своим результатам и скорее обладают нулевым, нежели негативным, социальным интересом.

Как преодолеть комплекс неполноценности.

Преодоление комплекса неполноценности не самое простое занятие. В некоторых случаях это требует тяжёлой работы с компетентным врачом психологом. В процессе общения с психологом вы можете избавиться от негативных форм мышления, выразить свои страхи и разочарования в непредвзятой среде, также, психолог может помочь вам заново пережить негативные ситуации прошлого и взглянуть на них с другой стороны. Не менее действенным способом преодоления комплекса неполноценности является групповая терапия. Но в некоторых случаях вам не обязательно прибегать к помощи специалистов, вы можете самостоятельно преодолеть комплекс неполноценности, и для этого существует масса способов, таких как изучение новых навыков, позитивное мышление, визуализация, принятие и другие способы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это ряд эмоциональных ощущений и психологических черт, объединяющихся в чувство собственной ненормальности, ущербности. Данный комплекс зарождается вследствие определённых причин: душевных травм, различных неудач, дискриминации, личных ошибок. Ощущение никчемности обуславливает поведенческие паттерны личности и её самочувствие. Другими словами рассматриваемое явление можно представить в виде поведенческого реагирования, влияющего на самовосприятие личности, вынуждающее чувствовать себя негодной ни на что. Комплекс неполноценности часто препятствует человеку в личностном росте, развитии, самореализации, воплощении мечтаний и планов, построении взаимоотношений.

Теория комплекса неполноценности Адлера

Первым рассматриваемое понятие в обиход ввёл австрийский психиатр А. Адлер. Он утверждал, что большинству детей изначально свойственно ощущение собственной никчемности в сравнении с «всесильными взрослыми». Это провоцирует у малышей формирование анализируемого комплекса неполноценности. Созревание личности, согласно его воззрениям, обусловлено компенсаторным механизмом.

Учёный отмечал что лица, имеющие выраженный органический дефект, нередко стремятся компенсировать его посредством тренировок, что зачастую приводит к развитию недюжинного мастерства. Также он отметил, что подобный компенсаторный процесс можно наблюдать и в психической области: люди порой пытаются не только восполнить дефицитность органа, но при этом у них возникает также субъективное чувство никчемности, которое формируется из ощущения личной психологической или социальной слабости.

Адлер выдвинул предположение, что истоки чувства ущербности закладываются с детства. Данный феномен он истолковывал так: малыш переживает довольно длительный этап подчинённости, когда он абсолютно беспомощен и для выживания ему необходима поддержка родителей. Такой опыт порождает у него сильные переживания никчемности в сравнении с остальными членами семейных взаимоотношений, более могущественными и сильными. Возникновение этого ощущения ущербности отмечает дебют продолжительного поединка за приобретение перевеса над окружением. Также знаменует тягу к безупречности.

Учёный был убежден, что устремление на превосходство – это базис мотивационной направленности в жизни личности. Цель каждого человеческого субъекта побороть чувство неполноценности и упрочить своё превосходство. При этом чувство никчемности у отдельных лиц вследствие разнообразных факторов может стать избыточным. Результатом этого является возникновение комплекса неполноценности – преувеличенного ощущения бессилия и несостоятельности. Адлер классифицировал три вариации страданий, переживаемых в детском периоде, способствующих к формированию комплекса: неполноценность органов, гиперопека и родительское отвержение.

Прежде всего, у малышей с врождённым дефектом может зародиться чувство психологической ущербности. Также крохи, родители которых чересчур балуют их, потакают во всём им, вырастают нерешительными, неуверенными в личных способностях вследствие того, что всегда за них всё решали или делали другие. Они вырастают с укоренившейся убеждённостью, что самостоятельно справиться с жизненными неурядицами они не в состоянии. И наконец, пренебрежение родителей, отвержение ими своих чад нередко становится катализатором возникновения описываемого комплекса по причине ощущения крохами собственной ненужности. Каждая из приведённых вариаций страданий, ощущаемых малышами в детстве, в появлении неврозов в старшем возрасте зачастую играет ведущую роль.

При этом благодатная почва для возникновения ощущения никчемности, может преобразоваться в трамплин для появления гиперкомпенсации, приводящей к комплексу превосходства, обнаруживающегося в стремлении гиперболизировать собственные физические умения, интеллектуальные способности или социальные навыки. Проще говоря, гиперкомпенсация являет собой завышение здорового тяготения преодолевать устойчивое чувство неполноценности.

Читайте также:  Коллаген для суставов типы, польза, вред и принцип работы

Таким образом, Альфред Адлер комплекс неполноценности воспринимал, как чувство, зарождающееся вследствие переживаний социальной неполноценности либо психологической несостоятельности. В нормальных жизненных обстоятельствах стремление преодолеть собственную никчемность становится великой мотивационной силой самосовершенствования человека.

Пример комплекс неполноценности – это разрушающая связь, где уверенная и красивая барышня превращается в порабощённую «тень» под бременем оскорблений, принижений и порой даже рукоприкладства избранника-тирана.

Причины возникновения

Устойчивая неуверенность и ощущение собственной никчемности самостоятельно не формируются. Существует ряд обстоятельств, способствующих развитию описываемого состояния.

Так, например, вследствие неверного воспитания, негативного опыта либо частой критики зарождается комплекс неполноценности у подростков.

Дети могут вступать во взрослую жизнь с ворохом психологических проблем и неуверенностью вследствие, либо избыточной опеки родителями, либо лишения ими детей своей поддержки, внимания, заботы. При гиперопеке возникает несамостоятельность, при отчуждении родителей формируется неуверенность.

Часто рассматриваемый комплекс неполноценности рождается на почве физических дефектов, которые могут быть, как действительно существующими, так и надуманными. Последнее чаще встречается у девочек, поскольку они более придирчивы к собственной внешности и подвержены стремлению следовать устоявшимся в социуме канонам красоты. Парни в свой черёд чаще озабочены «калибром» собственного детородного органа.

Нередко фактором, способствующим развитию комплекса неполноценности, является негативное воздействие социума. Как говорится мир состоит из «добрых» людей, которые лучше знают всё и всегда. Оценочные суждения вот таких вот «доброжелателей» часто становятся катализатором развития чувства собственной никчемности. Порой подобное поведение обусловлено их направленностью на самоутверждение за счёт более слабых или излишне впечатлительных.

Небезобидны, а порой и более опасны критические высказывания близкого окружения. Ведь игнорировать суждения чужих людей намного проще, чем не реагировать на «уколы» или нелицеприятные комментарии близких.

Если удача постоянно обходит, то люди склонны это связывать с собственной никчемностью. На фоне любимцев фортуны человек, неизменно шагающий вдоль по чёрной полосе, бессознательно вырабатывает рассматриваемый комплекс неполноценности.

Негативное самовнушение нередко становится благодатной почвой для расцветания всевозможных комплексов. Существует определённая каста людей, которая постоянно накручивает себя, отыскивая дефекты в общественной жизни и собственном бытие.

Некоторые девушки считают себя менее привлекательными после родов, вследствие чего страшатся стать сексуально не притягательными, не вызывающими желание партнёра. У парней, в свой черёд, комплекс неполноценности может зародиться после жёсткой критики или нелицеприятных высказываний партнёрши в адрес его половой состоятельности либо размеров его «мужского достоинства».

Постоянные семейные дебоши, отсутствие взаимопонимания, конфликты зачастую порождают возникновение подсознательного чувства вины у одного из партнёров. Если вторая сторона занимает позицию деспота, то чувство вины углубляется и укореняется, а «пострадавший» партнёр утрачивает собственное мнение, заменяя его ощущением своей ущербности.

Часто фактором, провоцирующим возникновение комплекса неполноценности, становится измена. Супружеская неверность способна причинить огромную душевную боль партнёрам обоих полов. Одна лишь навязчивая мысль, что возлюбленный нашёл на стороне более эффектного либо более опытного в интимном плане партнёра, способна выработать даже у нарциссической личности описываемое явление.

Нередко комплекс неполноценности порождает различного рода дискриминация (например, сексизм, расизм). Порой может наблюдаться коллективная травля, приводящая даже к суицидальным попыткам.

Комплекс неполноценности у мужчин

Женские фантазии полны мужественными рыцарями, смело вступающими в схватку с драконом ради пригожей леди, бесстрашными кавалерами, побеждающими на дуэли в угоду прекрасной дамы, отважными поклонниками, способными на любой подвиг, дабы завоевать сердце красавицы. Однако в действительности сильная половина уж очень отличается от порождённых воображением женщин персонажей. Как говорится мужчины тоже люди, а потому также подвержены всевозможным страхам, негативным мыслям, комплексам.

Понятие комплекс неполноценности у сильной половины зачастую связывают с наличием физических дефектов у них, плохого материального положения и импотенцией.

Существует несколько вариаций комплекса неполноценности у мужчин. Так, например, комплекс Босса возникает в ситуации излишне требовательных родителей либо если мужчине в спутницы досталась барышня, которую ранее сильно принижал противоположный пол. Юноша будет стараться всецело исполнить роль сильной личности.

Когда мужчине в спутницы достается дама, стремящаяся принудить партнёра совершать поступки, несвойственные ему (уборку дома, приготовление пищи, стирку, глажку), может возникнуть комплекс Геркулеса или синдром подкаблучника.

Сильная половина может ощущать свою никчемность по причине нетолерантного отношения к сексуальным меньшинствам. Помимо того комплекс неполноценности формируется и у юношей, предпочитающих однополые отношения, но из-за боязни быть разоблачёнными становятся ярыми гомофобами.

Комплекс Дон Жуана зарождается у мужчин, которые стремятся повысить собственное либидо посредством разгульной жизни и заведением множества романов, которые они обрывают по собственной инициативе.

Помимо приведённых комплексов у сильной половины могут вырабатываться и иные, основанные, например, на боязни старения.

Комплекс неполноценности у женщин

Прекрасные фемины, в отличие от мужчин характеризуются ярко выраженной эмоциональностью. Они более склонны к душевным переживаниям. Поэтому часто им сложнее смириться с собственной неуспешностью либо пережить полосу неприятностей.

Причины зарождения чувства неполноценности у слабой половины разнообразные: от ошибочного семейного воспитания на фоне неизменной критики до дискриминации и душевных травм.

Ниже приведены основные комплексы, которым подвержены барышни:

– неудовлетворение собственной комплекцией или внешностью;

– неудовлетворение собственной гендерной принадлежностью;

– отвержение мужского пола;

– убеждение, что никто не любит;

Недовольство собственной внешностью представляет собой наиболее встречаемый женский комплекс. Даже очень красивая барышня с привлекательной фигурой способна отыскать в своей безупречной внешности недостатки. При этом большинство женских недовольств, обусловленных неудовлетворённостью внешностью, порождены лишь их воображением и навеяны мифическими стандартами красоты.

Выделяют два периода в женском бытие, когда особого пика достигает неудовлетворенность внешностью, а именно: пубертатный период и зрелый возраст.

Закомплексованность у подростков во многом оправдана, поскольку обусловлена гормональным всплеском, метаморфозами в девчачьей внешности. Данному периоду свойственная наибольшая чувствительность, всякая критика и колкости касательно внешности подростка часто порождает комплексы в будущем.

В пятидесятилетнем возрасте в женском организме также происходят физиологические изменения на фоне перестройки психики. Поскольку именно на данном этапе начинается менопауза и гормональные метаморфозы, влияющие на эмоциональное самочувствие и настроение. Помимо того в организме фемин происходят изменения, вызванные постепенным старением, проявляющиеся внешне морщинами, сухостью дермы. Появляется страх, провоцирующий некогда юных прелестниц вступать в неравную борьбу со временем – ложиться под хирургический нож или подвергать себя иным болезненным процедурам ради продления молодости.

Лечение

Специалистами предложено несколько подходов, направленных на преодоление комплекса неполноценности.

Прежде всего рекомендуется сторониться конфликтов, стрессоров, избегать перенапряжения, стараться анализировать свои минусы и положительные черты, проводить домашний аутотренинг либо посещать специальные тренинги.

Также существуют более радикальные пути избавления от комплекса неполноценности:

– сопротивление постоянному желанию «наговаривать» на себя, критиковать, сопоставлять себя с окружающими;

– использование альтернатив, то есть стараться делать через страх то, что по мнению человека у него не получается обычно;

– поощрение позитивных эмоций, приятных дел;

– расширение круга коммуникативного взаимодействия, изменение мировоззрения.

Отдельным лицам отлично помогает метод поиска события, приведшего к зарождению рассматриваемого комплекса, работа с мыслями и воспоминаниями.

Тем, кто интересуется, как избавиться от комплекса неполноценности, можно порекомендовать, помимо выше приведённых методов также и психотерапевтические техники, направленные на акцентирование положительных качеств и выявление отрицательных черт личности, освоение навыков продуктивной коммуникации и самоанализа, понижение эмоциональной напряжённости, ликвидацию страхов.

Сеансы терапии проводятся специалистом, как индивидуально, так и в группе. При индивидуальной психотерапии применяются гуманистический подход, психоанализ и когнитивно-бихевиоральный метод. Терапия помогает прояснить причины формирования закомплексованности, исправляются деструктивные воззрения на собственную персону, анализируются сильные черты и слабые стороны, осваиваются техники позитивного мышления релаксации.

Коллективные сеансы направлены на выработку навыков коммуникативного взаимодействия, обучение конструктивным реакциям на критику и методам разрешения конфликтов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ссылка на основную публикацию
Темные круги под глазами почему они появляются и как их убрать
О каких проблемах в организме расскажут темные круги под глазами О чем могут сигнализировать темные круги под глазами? Какие проблемы,...
Татьяна Денисова — личная жизнь, муж и дети хореографа, ее биография и танцы
Татьяна Денисова — биография, семья и личная жизнь хореографа Татьяна Денисова (Tatyana Denisova) — известный украинский хореограф. Ее жизнь наполнена...
Тауфон — описание, инструкция по применению Тауфон, показания, противопоказания
Тауфон (Taufon) Действующее вещество: Содержание Состав и форма выпуска Фармакологическое действие Фармакодинамика Показания препарата Тауфон Противопоказания Побочные действия Способ применения...
Темные пятна от вросших волос как избавиться
Пигментные пятна от вросших волос как избавиться Добрый день! В ожидании летнего сезона поговорим про запятнанную репутацию идеального тела? А...
Adblock detector