Я сошел с ума » 7 реальных признаков того, что вы вполне психически здоровый человек

Психология здорового человека

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям.

Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития.

Основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности (критических ситуациях, или трудных жизненных ситуациях).

К высшему уровню психологического здоровья — креативному — можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню — адаптивному — относятся люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень — это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих. Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля (винят во всем происходящем обстоятельства и других людей, но никогда себя), недостаточной самокритичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье?

• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу «я-окей, ты-окей»);

• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);

• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка).

• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы. Ою этом соит сказать чуть подробнее.

Часто в виде рекомендации для родителей звучит фраза «уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку». Что же это значит? Быть внимательным к своему ребенку — это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует в той ли иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели. Что же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее), хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Когда Вы вместе с ребенком разжигаете костер или жарите на огне сосиски, то эти минуты могут стать минутами вашей душевной близости. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним «вместе», и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке). Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Можно обсуждать даже совместно просмотренные мультфильмы. Да, нам всем не хватает времени, но при желании всегда можно что-то придумать. Можно договориться с другими членами семьи, как распределить время, чтобы его хватало на общение ребенком, многие вещи можно просто делать вместе: вместе с девочкой шить платья для кукол и готовить, вместе с мальчиком клеить модельки и заниматься элементарным ремонтом. Сложнее договориться с самим собой, гораздо сложнее научиться получать удовольствие от общения с ребенком, когда ты устал и твое единственное желание — чтобы все от тебя отстали. Но это уже проблемы самих родителей и отдельная тема. Главное в общении родителей с ребенком — искренностью. Если ребенок почувствует, что Вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие «рекомендации», то ребенок обязательно откликнется.

Читайте также:  Новый интерьер как способ начать новую жизнь

Важный фактор становления у детей психологического здоровья — наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Необходимо считать неотъемлемой составной часть продуктивного общения разностороннее использование педагогом приемов комического. Как известно, остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку. Можно отметить психотерапевтическую функцию комического, эффективность его применения в конфликтных ситуациях, возможность эмоционального насыщения материала. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессогенный или стрессовый характер) причиной потери душевного равновесия. Необходимо уточнить, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) экспрессии оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.

Ещё одним из важнейших условий становления психологического здоровья является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию. Как следствие недостатка такого напряжения у многих людей развивается тип невроза, отличительным признаком которого является недостаток инициативы и интереса. Другие люди начинают искусственно создавать себе необходимое напряжение (рискованное поведение). Таким образом, абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие детей отнюдь не способствуют становлению психологического здоровья, а, наоборот, могут привести к развитию вялой, безынициативной, нежизнеспособной личности. Более того, пассивного человека, не способного проявить требуемую активность в практических действиях по решению поставленных задач, уже можно считать психологически нездоровым.

Однако, говоря о необходимости напряжения, нужно помнить, что оно должно не быть бесконечным и должно чередоваться с состояниями расслабления. При этом расслабление должно предполагать не простое изменение условий деятельности, а практически полное ее прекращение или замену ее на другую деятельность (интеллектуальная — на подвижную, физическую, и наоборот).

Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. Опять же, при этом ребенок должен знать, что такое трудности. Ни в коем случае нельзя, чтобы все давалось учащимся легко. Но навыки напряженного умственного труда нужно прививать детям постепенно, не допуская переутомления. Важно также обратить внимание на сам переход от напряжения к расслаблению. Резкий переход, т. е. субъективно резкое уменьшение напряжения, может переживаться как апатия, скука, тоска, т. е. он также не вполне желателен. Согласно теории информационных неврозов важный фактор невротизации — информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.

Итак, можно сделать вывод, что наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий становления психологического здоровья. При этом трудность ситуации и вызываемое напряжение должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей. Задача взрослых — не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия.

Таким образом, к факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся:

• наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья);

• в целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешых форм поведения и эмоционального реагирования;

• умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов).

5 признаков психически здорового человека

Не депрессивный, не тревожный, не страдающий, без диагнозов. Возможно, это значит быть счастливым или просто быть готовым жить счастливо. Все это важно, говорит автор, но есть несколько специфических качеств, на которые мало кто обращает внимание.

Читайте также:  Ацетилцистеин (NAC) отзывы, показания и противопоказания

Способность держать в голове две противоположности

Это хороший человек или плохой? Нравится вам этот фильм или нет? Вы талантливый или нет? Кто прав, вы или я? Такое стремление поляризовать вещи с целью выработки четкого решения затрагивает все аспекты нашей жизни. Особенно сильно это проявляется в личных вопросах: как мы видим сами себя, что думаем о своем детстве и как судим других. На самом деле, противоположности уживаются друг с другом гораздо проще, чем нам кажется, пишет Вебб. Если вы в состоянии одновременно держать две противоположности в голове, то можете адекватно оценивать и себя, и ситуации, в которые попадаете.

Способность контролировать свои чувства во время общения

Контролировать чувства – это одно, а коммуницировать – другое. И первым, и вторым умением сложно овладеть, а делать это одновременно – и подавно. Способность контролировать злость или боль, чтобы объяснить другому человеку, что вы чувствуете; способность контролировать свою злость, чтобы объяснить проблему таким образом, чтобы другой человек это услышал – это два примера хорошего психического здоровья.

Все знают себя, но вопрос в том, насколько?

Самосознание

Все знают себя, но вопрос в том, насколько? Хорошо ли вы понимаете свои типичные реакции? Понимаете ли вы, что чувствуете и почему? Каковы ваши сильные и слабые стороны? Таланты? Что вы любите, а что – нет? Что вам необходимо и что вас радует? Чем лучше вы понимаете себя, тем устойчивее вы по отношению к вызовам, тем легче вы прощаете себе ошибки и принимаете для себя лучшие решения.

Чувствовать себя комфортно в собственном теле

Это значит быть счастливым, просто быть собой. Можете ли вы сидеть в одиночку без каких-либо развлечений и чувствовать себя при этом комфортно? Можете ли вы сделать это прямо сейчас, не думая ни о будущем, ни о прошлом, ни о чем-либо другом? Можете ли вы побыть наедине с этим ощущением, принять его и постараться понять? Это является признаком того, что человек чувствует себя комфортно в собственном теле.

Стремиться рискнуть

Быть готовым выйти за рамки себя, выйти из зоны комфорта забирает немало сил и стойкости. Хотите ли вы испытать себя? Можете ли вы опереться на себя, если затея провалится? Простите ли вы себя, если потерпите поражение? Готовность рискнуть и выкарабкаться из проблемы, если риск обернется поражением, – для этого понадобится немало усилий.

«Если эти качества кажутся вам пугающими, не волнуйтесь. Немногие люди могут похвастаться всеми пятью. На самом деле, большинству из нас не мешало бы просто стремиться иметь каждое из них», – заключает автор.

Перевод НВ

Полную версию колонки Джонис Вебб читайте на РsychСentral

5 шагов к психическому здоровью

Лайфхакер рассказывает, как поддерживать психику в норме, даже если вокруг полный бардак.

Мы знаем, что делать, чтобы оставаться здоровыми физически: правильно питаться, тренироваться, не переутомляться и много гулять. Оказывается, кое-что из этого работает и для психического здоровья. Если вы ничем не болеете, несколько полезных привычек помогут улучшить настроение.

Что нужно для здоровой психики

Человеку нужно знать, что он может делать то, что хочет. Чувство уверенности, удовлетворённости жизнью, радость и занятость, чувство единства с миром тоже важны для психического состояния, как и самооценка. Человеку нужны хорошие отношения, которые приносят удовлетворение.

Счастье — это часть психического здоровья. Но счастье — это ещё не всё.

Сара Стюарт-Браун, профессор медицины Уорикского университета

Психически благополучный человек тоже сталкивается с трудностями, он не может быть счастлив всегда. Но в тяжёлые дни здоровый человек знает, что у него хватит сил и гибкости, чтобы справиться. Никто не может обеспечить человеку это благополучие лучше, чем он сам. Национальная служба здравоохранения Великобритании считает, что для этого нужно всего пять шагов.

Это работающие способы сделать себе же лучше. Даже если кажется, что что-то вам не подходит, не отмахивайтесь от этих советов. Подумайте, может быть, в вашей жизни найдётся способ как-то применить их. А если вы всё это делаете, но не чувствуете того самого благополучия, всё ли вы делаете так, как надо?

Как достичь психического здоровья

1. Общайтесь с людьми

Со своей семьёй, друзьями или коллегами, соседями. Не нужно разговаривать со всеми подряд, особенно если сама мысль о том, чтобы позвонить родственникам, вызывает ужас.

Человек — социальное животное, поэтому общение с другими людьми повышает самооценку и дарит чувство принадлежности к чему-то большему.

В прочных отношениях с семьёй и друзьями мы делимся чувствами, нас понимают, мы получаем поддержку и сами поддерживаем других, а возможность отдавать важна для нас не меньше, чем возможность получать. И ещё важная деталь: если люди вокруг вас благополучны и умеют быть счастливыми, вы учитесь этому же у них.

Как работать над отношениями

Общайтесь с семьёй и друзьями, близкими людьми. Учитесь слушать и поддерживать, а также говорить о себе. Необязательно расширять круг знакомых, важнее делать общение внутри него интереснее.

Также расширяйте профессиональные связи, общайтесь с людьми с такими же увлечениями или такими же профессиональными обязанностями. Это нужно не только для психологического комфорта, но и просто чтобы получить знания.

Читайте также:  Ванна при беременности польза, вред и ограничения

Это легко сказать, но сложнее сделать, особенно когда соцсети создают иллюзию контакта. Поставить лайк и посетить страничку не равно пообщаться. Эти советы помогут поддерживать близкие отношения, не заменяя их лайками:

  • Старайтесь пользоваться такими программами для связи, которые позволяют услышать голос или увидеть человека. Выделите время на отношения. Каждый день в расписании должно быть время на друзей и на семью. Позвоните, зайдите в гости, запланируйте встречу, пошлите открытку, только не ограничивайтесь лайком в соцсети. Хотя бы пообщайтесь в мессенджере.
  • Выберите день для встречи с друзьями, которых вы не видели очень давно. Совсем не обязательно проводить вместе весь день. Лучше посетить какое-то мероприятие: если вы давно не общались, могут возникнуть неловкие паузы в разговоре, а в кино или на выставке всегда можно что-то обсудить. Не планируйте встречу на несколько часов, но и не забивайте после неё расписание. Если окажется, что вам хочется поговорить подольше, сможете продлить общение.
  • Если по вечерам вы смотрите телевизор или сидите в интернете, попробуйте заменить гаджеты чем-то сближающим. Купите настольную игру и поиграйте всей семьёй. Или просто поговорите на отвлечённые темы. Если не знаете, о чём говорить с родными, устройте дискуссионный клуб: откройте сайт с новостями и обсудите их или вовсе возьмите темы из любого учебника английского.
  • Поговорите с кем-то новым: с коллегой из соседнего отдела, с тем человеком, с которым вы каждый день пересекаетесь в автобусе.
  • Обедайте вместе с коллегами и общайтесь, если отношения в коллективе позволяют поговорить.
  • Если вы знаете, что кому-то из друзей или семьи нужна помощь, предложите её сегодня.
  • Участвуйте в общественной деятельности: в субботнике на работе, в сборе вещей для детского дома, в защите интересов своего дома или района. Выберите тот вариант, который делаете не через силу.

2. Всегда продолжайте учиться

Учёба помогает держать мозг в тонусе и снижает риск развития болезни Альцгеймера. Она также даёт повод любить себя, как и спорт. Мы учимся, значит, мы молодцы. Это очень важно, чтобы чувствовать себя комфортно.

Вовсе не обязательно учить иностранные языки или получить очередное высшее образование. Важен сам процесс: читайте профессиональную литературу, чтобы развивать навыки. Ходите на кулинарные курсы. Читайте научно-популярные и художественные книги. Узнавайте новые схемы вязания или делайте оригинальные подставки для хранения велосипеда.

Если тема вам неинтересна, не учите её только потому, что уже начали. Переходите к занятию, которое доставит мозгу удовольствие. Менять занятия даже полезно, потому что так приходится переключаться между разными видами деятельности.

3. Двигайтесь

Чтобы двигаться, можно не идти в спортзал или на пробежку. Важно, чтобы тело работало, а как именно — вопрос выбора. Кому-то нравятся командные игры вроде волейбола, кто-то предпочитает танцевать, а кто-то — гулять с собакой. Активность необходима не только для тела, но и для мозга.

Проблемы с психикой, даже самые незначительные — это такая же химия, как и все процессы в организме. Физкультура — способ регулировать эти химические процессы с помощью выработки гормонов, которые выделяются в ответ на действия.

Ещё один плюс — когда мы занимаемся спортом, то думаем, что это здорово. Спорт — повод гордиться собой, ещё одна причина, по которой стоит себя любить.

  • Подберите спорт, который вам нравится.
  • Начните заниматься регулярно.
  • Обязательно фиксируйте, как вы меняетесь.

4. Делайте добро

Это проще, чем кажется. Не надо даже искать старушек, чтобы перевести их через дорогу, или жертвовать часть зарплаты в фонды.

Скажите «спасибо» водителю автобуса, который довёз вас утром до работы, пожелайте доброго утра охраннику, улыбнитесь кассиру в супермаркете. Это несложно, а мозг заносит такие действия в копилку «добрые дела», а это действует на ту же химию, что и спорт.

Второй уровень — простая помощь. Объясните новичку на работе, как проще справиться с заданиями, помогите родительскому комитету в школе, донесите пожилым соседям продукты до двери, помогите родителям с коляской забраться в общественный транспорт.

Если у вас есть желание сделать больше, можете присоединиться к волонтёрской активности, только предварительно оцените свои силы.

5. Не отрывайтесь от реальности

Для психического здоровья важно жить в настоящем, не думая о прошлом и о том, что не случилось (и может никогда не случиться).

Нужно жить в настоящем, чувствовать себя и своё тело. Некоторые называют это состояние осознанностью.

Это состояние, при котором вы точно знаете, что происходит вокруг вас и с вами. Только кажется, что это просто, а на самом деле требует внимания к себе и бескомпромиссной честности. Например, понять, почему вы злитесь: не из-за того, что домашние опять не помыли посуду, а потому что вы раздражены с самого утра из-за неудачи на работе, а теперь только ищете повод, чтобы выплеснуть раздражение.

Благодаря осознанности мы принимаем правильные решения, потому что понимаем все обстоятельства и знаем, чего хотим. Осознанность не просто красивое слово, а способ восприятия жизни. Она нужна для нашего психического здоровья.

Ссылка на основную публикацию
Эхиностоматидозы уток и гусей
ЭХИНОСТОМАТИДОЗЫ УТОК И ГУСЕЙ Эхиностоматидозы вызываются многочисленными видами трематод из сем. Echinostomatidae, из которых наиболее распространены и патогенны Echinostoma revolutum,...
Эффективное лечение ангины «Цефтриаксоном» при ангине
Антибиотик Arterium Цефтриаксон - отзыв Антибиотик ЦЕФТРИАКСОН при ангине и не только. Уколы болючие. Хороший от меня совет как сделать,...
Эффективное лечение артроза как лечить артроз разной формы и степени
Коксартроз. Как я собиралась на протезирование, да нашла вариант лучше Коксартроз всегда сопровождается нарушением кровообращения в тканях, окружающих тазобедренный сустав...
ЭхоКГ при врожденном дефекте межпредсердной перегородки (ДМПП)
Дефект межпредсердной перегородки РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК) Версия: Клинические протоколы МЗ РК - 2018 Общая информация Краткое...
Adblock detector