Функции человеческого языка 4

Функции языка

§ 12. Язык как социальное явление, как важнейшее средство человеческого общения выполняет в жизни людей целый ряд общественных функций.

Слово «функция» (от лат. functio – «исполнение») многозначно. В общем употреблении оно может обозначать такие понятия: значение, назначение, роль; обязанность, круг обязанностей; работа, вид деятельности; определенное явление, зависящее от другого, основного явления и служащее формой его проявления, осуществления. Это слово по-разному используется в качестве научного термина, т.е. имеет целый ряд специальных значений. Как лингвистическое понятие оно также используется неоднозначно. По словам некоторых языковедов, в последнее время в науке о языке этот термин (наряду с термином «структура») стал наиболее двусмысленным и трафаретным [1] .

Составным лингвистическим термином «функция языка», или «языковая функция», обозначается назначение, предназначение, или «предназначенность, потенциальная направленность языковой системы для удовлетворения потребностей общения (коммуникации) и потребностей психической деятельности» [2] . Вслед за В. А. Аврориным понятие функции языка может быть определено как «практическое проявление сущности языка, реализация его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то́, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения» [3] .

Когда говорится о языковых функциях в общетеоретическом плане, имеются в виду прежде всего функции языка вообще, языка как явления общечеловеческого, т.е. функции, свойственные разным языкам. С ними не следует смешивать специфические функции отдельных языков, связанные с особыми условиями их функционирования. Можно сравнить такие функции русского языка, как, например: быть средством межнационального общения народов России или советских народов (в бывшем СССР), выступать в качестве одного из международных языков и др. В общем языкознании, в том числе и в курсе «Введение в языкознание», обычно рассматриваются те функции, которые проявляются в любом языке, осуществляются или могут осуществляться каждым языком.

Иногда в качестве языковых функций рассматриваются разновидности языка, обслуживающие разные сферы деятельности людей, т.е. говорится о выполнении языком функций народного разговорного языка, устной формы литературного языка, языка науки и техники, языка культуры, искусства, языка общественно-политической жизни [4] , или о функции языка, употребляемого в различных сферах общественно-политической жизни, о функции языка преподавания в начальных, средних школах и вузах и др. [5] В подобных случаях правильнее было бы говорить не о функциях языка, а о сферах его применения.

Говоря о языковых функциях, следует различать такие функции языка, как средство человеческого общения, как целостной системы, и функции элементов этой системы – разных языковых единиц, их видов, например функции слова, предложения, звука речи, словесного ударения и т.п. [6] Здесь речь пойдет только о собственно языковых функциях.

Основной, важнейшей функцией языка принято считать функцию общения, или коммуникативную (от лат. communicatio – «связь, сообщение»). Под этой функцией понимается назначение, предназначение языка служить средством общения людей, передачи ими сообщений, обмена информацией. В процессе общения с помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, желания, настроения, душевные переживания и т.д.

Наличие у языка коммуникативной функции обусловлено самой природой языка; данная функция находит свое выражение в общепринятом понимании языка как важнейшего средства человеческого общения. Коммуникативная функция является «изначальной, первичной, ради которой и появился человеческий язык» [7] ; эта мысль выражена и в приводившемся выше высказывании К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Язык существует, функционирует постольку, поскольку он реализует свое назначение – служить средством общения людей. Если в силу тех или иных условий язык перестает выполнять это свое назначение, он прекращает свое существование или (при наличии письменности) сохраняется в виде мертвого языка, о чем говорилось выше.

Для того чтобы обмениваться информацией, мыслями об окружающей нас действительности, о конкретных предметах и явлениях, необходимо создавать, формировать, конструировать соответствующие мысли, которые не существуют в готовом виде, а появляются лишь в результате мыслительной деятельности человека, осуществляемой (преимущественно или только) при помощи языка, о чем говорилось в предыдущем разделе. Напомним, что единицы мышления (понятия, суждения) выражаются языковыми средствами (словами и предложениями). На этом основании выделяется особая функция языка – функция формирования мысли, мыслеформирующая, или конструктивная (от лат. constructio – «построение»), иногда называемая мыслительной, или функцией орудия мышления. Эта функция языка, в отличие от коммуникативной, признается не всеми языковедами. По мнению некоторых лингвистов, конструктивная функция принадлежит не языку, а мышлению [8] .

Обычно мысли формируются, конструируются человеком с целью передачи другим, а это возможно лишь при условии, если они имеют материальное выражение, звуковую оболочку, т.е. выражены языковыми средствами. «Для того чтобы. мысль могла быть передана другому, нужно выразить эту мысль в доступной восприятию форме, нужно, чтобы мысль получила материальное воплощение. Важнейшим средством для этого. и является человеческий язык» [9] . Именно язык, будучи тесно связанным с отвлеченным мышлением, обеспечивает возможность «передавать любую информацию, в т. ч. общие суждения, обобщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях» [10] . Таким образом, следует признать, что, наряду с рассмотренными выше функциями, язык выполняет также функцию выражения мысли, или, проще, выразительную функцию, которая называется еще экспрессивной (от лат. expressio – «выражение»), или экспликативной (от лат. explicatio – «объяснение, развертывание»).

Выражая свои мысли, суждения об окружающем мире, о разных предметах и явлениях действительности, говорящий может одновременно выражать свое отношение к содержанию речи, к сообщаемым фактам, событиям и т.п., свои чувства, эмоции, переживания или сопереживания в связи с сообщаемой информацией. Это наиболее ярко проявляется в художественной, поэтической речи и постигается путем специального отбора, целенаправленного использования разных средств общенародного языка, «специфической художественной организации языкового материала» [11] . В этих целях используются такие языковые средства, как, например: вводные слова и словосочетания, модальные частицы, междометия, знаменательные слова с эмоциональной, экспрессивной, стилистической окраской, переносные значения слов, словообразовательные аффиксы с оценочным значением, порядок слов в предложении, интонация (например, интонация радости, восхищения, гнева и т.п.). В связи с этим выделяется особая функция языка – функция выражения эмоций, чувств, переживаний и настроений, или, проще, «функция выражения чувств и воли говорящего» [12] , которая в специальной литературе обычно называется художественной, поэтической, эстетической, эмоциональной, или эмотивной. Данная функция языка может быть определена как «способность языка выступать формой искусства, становиться воплощением художественного замысла» [13] , «служить средством воплощения художественного замысла, средством создания художественного произведения» [14] ; суть ее состоит в том, что «язык, выступая как форма словесного искусства, становится воплощением художественного замысла, средством образного отражения действительности, преломленной в сознании художника» [15] .

Читайте также:  Настойка прополиса при гастрите как принимать, народные рецепты для лечения

Язык является не только средством отражения действительности, предметов и явлений окружающего мира, средством выражения человеческих мыслей, чувств, эмоций и т.п., но также основным средством и важнейшим источником познания мира, происходящих в нем процессов и явлений. Иными словами, язык выполняет функцию познавательную, или, иначе, гностическую, гносеологическую (от греч. gnosis – «знание, познание» и logos – «слово, учение»), когнитивную (ср. лат. cognoscere – «узнать, познать», cognitum – «чтобы узнать, познать»).

Простейшим способом познания внешнего мира является чувственное восприятие, однако органами чувств воспринимаются и познаются далеко не все предметы, их признаки, свойства и т.п. В частности, чувственному восприятию совершенно недоступны отвлеченные понятия, такие, как пространство, движение, скорость и др. Да и о конкретных предметах с помощью органов чувств можно получить лишь весьма поверхностное представление. Глубокое и всестороннее познание окружающего мира возможно лишь с помощью языка.

Участие языка в познании действительности проявляется, как известно, в процессе мышления, при формировании понятий и суждений, которые выражаются словами и предложениями. Без участия языка, языковых средств немыслима научная, исследовательская деятельность людей, в результате которой наши познания постоянно обогащаются новой информацией, новыми сведениями об окружающем мире, об изучаемых явлениях.

В процессе познания исключительно важную роль играет общение людей с целью обмена информацией, опытом. Такой обмен возможен не только при непосредственном общении в устной форме, но и при чтении книг, газет, журналов, во время прослушивания радиопередач, просмотра телепередач, кинофильмов, театральных постановок и т.п. Особенно интенсивно процесс познания осуществляется во время учебы, на учебных занятиях. Все это возможно при участии языка.

Как уже отмечено выше, язык является не только средством, но и источником знаний об окружающем мире. «Язык сам по себе несет информацию, заложенную в его знаках» [16] . Ту или иную информацию содержат все значимые единицы языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения. «Содержательная сторона значащих единиц языка, т.е. значения слов и компонентов слов, значения словосочетаний, семантика предложенческих структур, является обработанной человеческой мыслью (в каждом языке в чем-то по-разному) картиной мира, сложившейся в результате длительной анализаторской, познавательной деятельности множества предшествующих поколений» [17] .

Источником человеческих знаний являются не только конкретные единицы языка, но и определенные языковые категории, в частности грамматические. Так, например, имя существительное как часть речи обозначает предмет (в широком смысле), или предметность, имя прилагательное – признак предмета, числительное – число, количество предметов, глагол – действие, процесс. То же самое можно сказать о лексико-грамматических разрядах имен существительных, прилагательных и других частей речи, о категориях числа, рода, одушевленности, степени сравнения, времени, наклонения и др.

Следует заметить, что познавательная функция языка (так же как и функция конструктивная) признается не всеми учеными. Некоторые языковеды считают, что «эта функция свойственна человеческому мышлению, а язык является лишь орудием, которое используется в процессе ее осуществления» [18] , что язык выполняет не познавательную функцию, а лишь функцию средства познания [19] . Думается, однако, что это различие не является принципиальным. Ведь язык является не только познавательным средством, но и средством общения. По всеобщему признанию, язык выполняет функцию общения, или коммуникативную функцию, именно благодаря тому, что он является средством общения людей; в равной мере можно утверждать, что язык как средство познания выполняет познавательную функцию.

С познавательной функцией языка тесно связана аккумулятивная функция (ср. лат. accumulatio – «накопление, сваливание кучей»), т.е. функция накопления, закрепления и передачи общественного опыта [20] , или «средство закрепления и передачи достижений человеческого мышления, человеческого знания» [21] . Суть этой функции состоит в том, что «язык в известном смысле аккумулирует в себе общественный опыт человечества и приобретаемые в процессе жизни знания», которые «откладываются прежде всего в знаменательной лексике, по в известной мере также и в грамматике, отражающей в большей или меньшей мере опосредованно связи и отношения действительности» [20] . С помощью языка приобретаемые знания и опыт распространяются между людьми, становятся достоянием разных народов, передаются от поколения к поколению, что и обеспечивает накопление и постоянное обогащение опыта и знаний, развитие науки, техники и т.д. «Если бы язык не делал возможным такую передачу знаний, то каждое поколение должно было бы начинать в развитии знаний с “пустого места”, и тогда не было бы прогресса ни науки, ни техники, ни культуры» [23] .

Некоторыми лингвистами, наряду с названными функциями языка, выделяются и описываются еще такие функции, как регулятивная, т.е. «функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения»; фатическая (или контактная, контактоустанавливающая), номинативная (назывная) [24] и некоторые другие, которые, на наш взгляд, не представляют особого интереса.

Функции Русского языка

Составляющие речи и общения а так же их использование и зарождение

Уникальным явлением жизни человека и общества является язык. Он выступает средством общения, орудием мышления, а также сохраняет интеллектуальные, культурные, национальные, исторические достижения человечества. Все эти задачи реализуются благодаря многофункциональности языка.

Функции языка (от лат. Functio — исполнение, осуществление) — это назначение, роль, задачи, которые выполняет речь в общественном потреблении.

Охарактеризуем основные функции языка.

Номинативная функция

Это функция названия. Языковые единицы, прежде всего слова, служат названиями предметов, процессов, качеств, количеств, признаков и тому подобное.

Читайте также:  Амоклав-1000 инструкция по применению, аналоги, состав, показания

Люди веками давали названия и тому, что существует в реальном мире, и тому, что было в их воображении. Ученые указывают, что гигантский мир фольклора, художественной литературы существует только благодаря языку. Но его влияние на наше поведение, на наш образ жизни иногда не меньше, чем влияние реального мира.

Все, что нас окружает, представлено номинативными единицами (словами и устойчивыми словосочетаниями). Язык является картиной, «слепком» реального мира. Понятно, что каждый язык представляет своеобразную картину действительности (например, у нас слово «снег», а у эскимосов существует несколько десятков слов для обозначения снега; по- разному культурно расчленены в разных языках одни и те же фрагменты окружающего мира).

Коммуникативная функция

уть ее заключается в том, что язык используется для коммуникации — информационной связи между членами общества (лат. Соmmuniсасiо — общение). Известный языковед Б.А. Серебренников образно назвал коммуникационную функцию «локомотивом истории языка». Эта функция является важной как для общества, так и для языка: язык, на котором не общаются, становится мертвым; народ, который теряет свой язык, исчезает (ассимилируется, перенимая другой язык).

«Человек имеет склонность общаться с себе подобными, потому что в таком состоянии больше чувствует себя человеком» (И. Кант). Вспомним также слова А. де Сент- Экзюпери, который отмечал, что самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения. Быть средством общения — это важнейшая, базовая функция языка, ей так или иначе подчинены другие функции.

Идентификация оказывается во временном и пространственном измерении, потому что связывает нас с предками, которые тоже говорили на нашем языке, а также с современниками- русскими, которые живут в других странах: России, Канаде, Америке, Австралии и другие.

Экспрессивная функция

Она заключается в том, что язык является универсальным средством выражения внутреннего мира человека. Пока человек молчит, он остается загадкой для окружающих. Заговорив, он раскрывает свой внутренний мир. Ученые отмечают, что именно язык дает возможность превращать внутреннее, субъективное во внешнюе, объективное, доступное для восприятия. «Скажи что- нибудь, чтобы я тебя увидел», — утверждали мудрецы античности.

Итак, каждый человек — это целый неповторимый мир, сфокусированный в его сознании, эмоциях, воле. Но этот Мир скрыт от других людей, и только язык дает возможность раскрыть его для других. Чем совершеннее человек владеет языком, тем отчетливее, полнее, ярче предстает этот человек перед другими как личность.

С помощью языка раскрывается и народ, и нация.

Гносеологическая функция

С помощью языка человек познает мир. В отличие от животного, он пользуется не только собственным опытом, но и тем, что узнали в нем и предшественники и современники. Человек никогда не начинает познавать мир сначала, с «нуля». Опыт общества закодирован в языке, в его словаре, грамматике, а при наличии письма — также в виде текстов.

Познавая язык, человек познает мир. «Границы моего языка означают границы моего мира», — писал Л.И. Витгенштейн. Гносеологическая функция заключается не только в аккумуляции, накоплении опыта общества. Язык является средством мышления, формой существования мысли. Итак, в познании нового, ранее неизвестного, он является обязательным фактором.

Мыслетворческая функция

Она заключается в том, что язык является средством формирования мысли, поскольку человек мыслит с помощью языковых форм. Эту функцию некоторые ученые называют функцией формирования и формулирования мысли. Она может предшествовать коммуникации, а может и происходить одновременно с общением, в процессе коммуникации. Выделяют два базовых типа мышления: конкретное (образно- чувственное) и абстрактное (понятийное).

Ученые отмечают, что понятийное мышление пользуется понятиями, которые обозначены словами и которые не могли бы без слов существовать. Мысля, человек сопоставляет понятия, противопоставляет иx, объединяет, отрицает, сравнивает. Для этого в языке существуют специальные средства. Поэтому мыслить — значит оперировать языковым материалом, словами.

Заметим, что думаем мы категориями того языка, который лучше знаем, родным. Итак, сам процесс мышления имеет национальную специфику.

Эстетическая функция

Эстетическая функция проявляется в том, что с помощью языка человек может воспринимать красоту и передавать ее другим людям, быть творцом культурных ценностей. Язык является первоэлементом культуры. Благодаря языку появился фольклор, художественная литература, театр.

С помощью языка они живут по сей день и будут жить вечно.

Говорят, что все основывается и вращается вокруг слова, языка в целом.

И это дает основания утверждать, что речь составляет хребет культуры, ее храм.

В живой речи язык выполняет, в основном, функцию общения, коммуникации. В художественном произведении главное назначение языка – создание образа. А уже с помощью речевых образов художественного произведения происходит «общение» художника с читателем, слушателем.

Ученые утверждают, что языку свойственны законы, благозвучия.

Это, а также совершенная организация языкового материала в процессе общения, может быть источником эстетического наслаждения, отчетливо проявляется при восприятии ораторской и художественной, в частности поэтической, речи.

Воспитание чувства красоты языка — это основа всякого эстетического воспитания.

Культуроносная функция

Язык — основа культуры каждой нации, крупнейший ее сокровище. Культура народа может развиваться только на языке этого народа. Всем известно, что познать другой народ мы можем через изучение его речи, потому что культура каждого народа зафиксирована в его языке. Русские усваивают культуру своего народа и передают духовные ценности от поколения к поколению посредством русского языка. А когда пропагандируют свой язык в мире, то пропагандируют и собственную культуру, и достижения, обогащая мировую культуру.

Культуроносная функция языка постоянно и отчетливо проявляется, прежде всего в том, что человек, познавая язык своего народа, приобщается к источникам неповторимой духовности нации, со временем становится ее носителем и даже творцом.

Фатическая функция

Это функция установления контактов, обращение внимания на себя, «подготовка» потенциального собеседника к восприятию информации.

Волюнтативная функция

Это выражение воли собеседника: приветствие, прощание, просьба, извинение, приглашение, совет, побуждения, запрет и т.д.

Магически мистическая функция

Фрезер отмечал, что некоторые слова имеют магическую силу, произносить иx просто запрещали. Так, туземцы племени толампу на острове Целебес верят, что, написав имя человека, вы можете вместе с именем забрать и душу человека. Поэтому толампийцы веками передавали друг другу, что нужно скрывать свое имя от других.

Читайте также:  Лечение боли в спине – список препаратов и их применение

У многих народов наблюдается явление наложения табу на определенные именa (албанцы, жители Центральной Австралии замалчивали имена покойников; кафрцы, нумфоры (Голландия, Новая Гвинея) имена родственников; племена дагомейцев и бахимов в Центральной Африке — имена правителей и священных лиц).

Учеными описано переводы людей о том, как с помощью определенных действий и произнесенных предложений, словосочетаний, слов «вынимали» душу человека.

Магическая функция языка проявляется, в частности, в том, что слова способны вызвать представления, образы предметов, существ, которые не существуют вообще: например, на мировосприятие людей, на их ориентацию в реальности, согласитесь, имеют некоторое влияние слова ведьма, упырь, водяной, и тому подобное. Магическая функция языка проявляется в заклинаниях и тому подобное.

Мистическая функция языка заключается в вере людей в возможность с помощью слова вызвать богоявления, оживить мертвых, подействовать на определенный предмет или лицо, подчиняя их своей воле. Это проявляется в вере, что произнесенное слово может навлечь болезнь, несчастье, нанести вред. В древнем Египте был ритуал разбивания глиняных сосудов с именами врагов, чтобы навлечь на них смерть. В современном Египте есть обычай писать письма святых и класть их на забор могил. Многие проявления магического- мистической функции языка есть в русских обычаях, обрядах и традициях .

Демонстративная функция

Демонстративная функция — подчеркивание выражение с помощью языка своей этнической, национальной принадлежности.

Язык — явление системное. Ее функции выступают не изолированно, они оказываются во взаимодействии. Отсутствие или неполнота использования какой из них пагубно влияет на язык в целом, а это, в свою очередь, отражается косвенно на судьбы народа.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Слово «Язык» (лат. Lingua, греч. Glossa) дало название таким производным, как «лингвист» и «лингвистика». От греческого варианта образовано название заболевания – глоссита, слово glossa также, возможно, является этимологически близким к русским словам «глас», «провозгласить» и так далее.

Хотя язык является весьма маленьким органом, его можно поделить (рис. 1), выделив 3 части в строении языка:

— Корень языка (I) – широкая часть, находится наиболее глубоко в сравнении с другими двумя частями. Берет начало от диафрагмы рта;
— Тело языка (II) – самый длинный отдел, расположенный после корня языка, дальше от диафрагмы рта;
— Верхушка языка (III) – это самый его кончик, может выглядеть заостренным и тонким или же широким.


Рис.1. Язык, гортанная часть глотки

На спинке языка, являющейся его верхней поверхностью, расположена продольная борозда (1), она углубляется и делит орган на две половины, образуя соединительнотканную перегородку. Язык, как и небо, и верхняя челюсть, образован двумя закладками зародыша, которые срастаясь по центру, приводят к появлению перегородки внутри и борозды снаружи. В области корня языка можно обнаружить огромное количество фолликулов (лимфатических узелков). Подобное скопление называется язычной миндалиной (2).

Спинка языка достаточно неоднородна внешне из-за расположенных на ней сосочков (подробнее о них в ст. «Органы обоняния и вкуса» и «Вкусовые сосочки языка»). Всего их четыре вида. Самыми распространенными являются нитевидные сосочки (3), они же являются и самыми маленькими среди всех четырех видов. Нитевидные сосочки распределены равномерно по спинке языка, они единственные покрыты многослойным плоским ороговевшим эпителием, клетки которого отторгаются постоянно и смываются слюной. При многих нарушениях и болезнях можно заметить белый налет на языке, он как раз и образован клетками эпителия, которые остаются.


Рис.2. Нижняя поверхность языка;

Подойдя к зеркалу, открыв рот и подняв язык (рис. 2), можно увидеть, что слизистая нижней поверхности совсем не гладкая. Во-первых, от самого кончика языка тянется все та же срединная борозда, которая ближе к корню переходит в уздечку языка (1). Во-вторых, по бокам от срединной борозды проходят две полоски — бахромчатые складки (2). В-третьих, в нижней части уздечки видно парное возвышение, на котором открываются выводные протоки подчелюстной и подъязычной желез — подъязычное мясцо (3). Наконец, в-четвертых, с обеих сторон к мясцу подходят поперечные подъязычные складки (4), в области которых выходят протоки мелких слюнных желез. На слизистой оболочке языка открываются мелкие альвеолярно-трубчатые железы, но в его толще имеются и более крупные скопления железистой ткани, секретирующей слюну.

Язык является мышечным органом и, соответственно, состоит он из одного из 3 видов мышечной ткани, а именно из поперечно-полосатой скелетной ткани. С помощью рис. 3 мы покажем несколько мышц, запоминание которых, возможно, необязательно, но понимание работы которых совсем нелишне.


Рис.3. Язык, сагиттальный разрез

На сагиттальном разрезе языка видны такие образования, как надгортанник(1), язычная миндалина (2), слизистая языка (3) — и волокна некоторых мышц. У человека большого развития (в том числе и в сравнении с приматами) достигла веерообразная подбородочно-язычная мышца (4), которая уплощает и движет язык вперед. Продольная верхняя (5) и продольная нижняя (6) мышцы при своем сокращении тянут язык назад и укорачивают его, а не вошедшая в срез шило-язычная мышца, кроме того, тянет еще и вверх. Суживает язык и оттягивает назад и вниз поперечная мышца (7). Она же при одностороннем сокращении сдвигает язык в сторону. Все мышцы парные.

1) участие в движении пищевого комка по ротовой полости, а также его отправка в глотку через зев;
2) распознавание вкуса от различных элементов откушенного, выпитого и так далее;
3) необходимость языка для создания речи;
4) иммунная защита входа в глотку, в которой принимает участие язычная миндалина;
5) рецепторы корня языка вызывают как глотание, так и рвотный рефлекс.

Кровоснабжение языка осуществляется от наружной сонной артерии по язычной артерии. Венозный отток — по одноименной вене во внутреннюю яремную вену. Лимфатический отток происходит в поднижнечелюстные, подбородочные и латеральные глубокие шейные лимфатические узлы. Двигательная иннервация осуществляется подъязычным нервом, тактильная — язычным, языкоглоточным и верхним гортанным нервами, вкусовая — язычным и языкоглоточным нервами.

Ссылка на основную публикацию
Фталазол от поноса противопоказания и показания к применению
Фталазол : инструкция, применение, цена Фталазол – покупают для ослабления и устранения кишечных инфекций. Препарат запрещено использовать беременным и в...
Фото- и Хроностарение сходства и отличия механизмов развития ВКонтакте
Возрастные изменения кожи (хроностарение) Время – это самый большой дар, однако его течение неумолимо, а поэтому от его разрушительного влияния...
Фото мастоидит что это такое 1
Мастоидит Хронический тонзиллит? Мы лечим! Медцентр г. Видное Мастоидит – недуг инфекционной природы, который поражает сосцевидный отросток височной кости. В...
Фталазол при поносе инструкция по применению
Санитарно-эпидемиологическая служба города Минска Для слабовидящих Переводчик Главное меню Новости Электронная запись на лабораторное тестирование на COVID-19 Реализация действующего законодательства...
Adblock detector