Чем отличаются друг от друга дислексия и дискалькулия

Что за болезнь — дислексия?

Наверняка вы слышали, что существуют дети, которые читают задом наперед. Или те, которые заменяют определенные звуки произношения подобными. Есть люди, которые смешивают несколько звуков в один. Являются ли опасными подобные симптомы? Как их выявить? Можно ли ее вылечить? Существуют ли какие-то методы устранения?

Дислексия — расстройство навыков чтения. Ее симптомы связывают с нарушением определенных психических функций, отвечающих за данный навык. Среди наиболее часто встречающихся симптомов дислексии — ребенок неправильно распознает символы и знаки. В итоге появляются сложности в понимании текста.

Встречается ли дислексия у взрослых? Да, если в раннем возрасте сложности не были устранены.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Наиболее четкую картину дает МРТ. Для диагностики используют также нейровизуализацию и ПЭТ (позитронно-эмисионную томографию). У людей, которые испытывают подобные симптомы, наблюдается сниженная активность в области задней части извилины, которая располагается в средней височной доли мозга. Встречается еще один симптом: отличия в структуре мозговой ткани.

Выделяют и другую симптоматику заболевания:

  • нарушение равновесия между полушариями
  • перенесенные инфекции
  • ЧМТ
  • родовые травмы
  • осложнения во время беременности, связанные с перенесенными матерью, инфекциями
  • социальные факторы (дефицит общения, некачественное обучение, изоляция и пр.)

Диагностировать дислексию можно у пациентов, которые:

  • неуклюже захватывают инструмент письма
  • испытывают проблемы с концентрацией внимания
  • испытывают проблемы с памятью
  • изменяют последовательность букв в написании слов
  • отказываются от чтения вслух
  • отказываются от написания сочинений
  • испытывают трудности с ориентированием
  • испытывают сложности в чтении

Наличие большей части этих симптомов может свидетельствовать о начальной стадии развития заболевания.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

  • Поздно развивается речь.
  • Есть сложности в заучивании и произношении слов.
  • Ребенку сложно освоить навыки написания слов и чтения.
  • Существуют проблемы в общении со сверстниками.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

  • Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
  • Изменять слова при чтении.
  • В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
  • Испытывает трудности в запоминании информации.
  • Путается в цифрах.
  • Испытывает сложности с координацией.

Как диагностировать?

Первый шаг — посещение врача. Только специалист может сделать выводы о необходимости лечения. Доктор должен собрать подробный анамнез, начиная с информации о том, как протекала беременность матери и как проходило развитие малыша в первые несколько лет жизни. Если вопрос о наличии заболевания ставится школьнику, то в анамнез будут включены сведения и об успеваемости ребенка по математике, русскому языку, литературе. Логопед может провести несколько тестов, которые включают задачи на слух, переписывание текста и диктант. Если отклонения будут установлены, специалист установит тип дислексии по характерным чертам.

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Как лечить?

Выполнять рекомендации специалистов. Возможно, придется внести некоторые корректировки в учебный процесс. К дислексикам применяются определенные подходы обучения, отличные от стандартных. Часто используют логопедические методы. Однако подбор метода зависит от того, какой именно тип заболевания был выявлен врачом.

Читайте также:  Антибиотик Амоксициллин - «На смену ангине пришёл обструктивный бронхит! Очень противоречивое мнение

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше. В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание. Очень важно работать в речью ребенка.

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов. Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра. И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Дислексия музыкальная

Дисграфия и дислексия — кто виноват, и что делать?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

ДИСЛЕКСИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). Более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению.

У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Таким образом, дислексия определяется в результате наблюдения за ходом освоения нового учебного навыка для ребёнка и его анализа. При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую, «бухштабируются». Например, РАМА — Р,А,М,А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении лишних звуков при чтении, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Формы дислексий и дисграфий

Фонематическая дислексия и дисграфия

Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.

Читайте также:  Эндокринология Клиника доктора Мясникова

Оптическая дислексия и дисграфия

Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З — Э, Р — Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, З — В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия.

Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать,что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.

Что могут сделать родители?

• Первое — это, конечно, посетить специалиста, для точности постановки диагноза. И уже потом совместно с врачом, разрабатывать и искать пути коррекции этих проблем.

• Запомните! Не когда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – ведь если ребенок не владеет анализом речевого потока, или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.

• Бывает и так, что причину нарушений письма или чтения, отыскать не удается. И родителям кажется, что для дисграфии здесь нет никакой почвы. Эти случаи можно объяснить так – письмо, сложный вид деятельности, который состоит из ряда разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все составляющие их звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные, а также определять последовательность звуков в слове, не говоря уже о необходимости соблюдения графических норм и хотя бы самых элементарных грамматических правил. Детям тяжело соединить все эти операции в одну, и не стоит удивляться, если по отдельности ребенок все это умеет, но не может выполнить все операции одновременно. А тем более тяжело соединить эти операции воедино, если хотя бы одной из них ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.

Читайте также:  Как быстро снять отеки на ногах в домашних условиях народными средствами Альпика

Советы родителям специалисты дают разные, меня заинтересовали те, которые, возможно не совсем традиционны, но логика в них есть:

  1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, и среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.
  1. Запишите ребенка в секцию ушу. Китайская гимнастика как нельзя лучше поможет справиться с проблемами правописания, так как в ее основе — дыхательные упражнения, подстегивающие развитие подкорки.

3. Вашему малышу не подходит ушу? Запишите его в музыкальную школу — занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику рук, что немедленно и лучшим образом отразится на письме.

4.Приучите его каждое утро и вечер массировать шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность.

5. Без игр никак нельзя – при всех видах дисграфии или дислексия, не будут лишними игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.

Если у ребенка нет четкого наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони, и отгадывать их.

7. Занимайтесь кинезиологическими упражнениями-они дают очень ощутимый результат! (Скачать можно в интернете.)

Звуки темноты: что музыкант-дислексик может рассказать о строении мозга?

Alexey Pavperov

Нам до сих пор не известно, откуда берется дислексия — нарушение способности читать. Израильские исследователи решили проверить расхожую теорию о ее связи с нарушениями восприятия звуков и пригласили для тестов музыкантов-дислексиков. Об их выводах пишет журнал Wired, из текста которого T&P выделили самое главное.

Дислексия не позволяет читать многим талантливым людям. Никто точно не знает, что становится причиной ее возникновения, но в одной из наиболее популярных гипотез утверждается, что в основе проблемы лежит дефективная обработка звуков мозгом человека — в первую очередь, в детстве. В более позднем возрасте людям становится сложно проследить связь между проговариваемыми звуками и символами на странице.

Но если все дело в распознавании звуков, как можно объяснить существование музыкантов-дислексиков? У них не должно возникать таких проблем. Вопросом занялась израильский психолог Мерав Аиссар из Еврейского университета в Иерусалиме. Сначала группа исследователей под ее руководством протестировала 52 музыкантов на слуховое восприятие (умение распознавать различные звуки и их интервалы), а также восприятие музыки (различение ритмов и мелодий) и языка (выделение слов из похожих бессвязных звуков). Кроме того, были проведены тесты на запоминание, скорость и внимательность при чтении. На протяжении нескольких лет ученые искали музыкантов-дислексиков и, наконец, им удалось набрать 25 человек. Исследований о распространении дислексии среди музыкантов найдено не было. Известно только, что дислексией страдают по разным оценкам от одного до десяти процентов всей популяции Земли.

Большинство тестов музыканты-дислексики прошли с результатами, схожими с результатами их здоровых коллег и превышающими результаты большинства обычных людей. Значительно хуже обстояло дело с тестами на слуховую оперативную память — возможность на короткое время запомнить определенный звук. Выяснилось, что музыканты-дислексики с наихудшей оперативной памятью также обладают самой низкой внимательностью при чтении. Их коллеги с лучшей памятью оказались более внимательны.

В своей статье в журнале Neuropsychologia группа Аиссар предполагает, что оперативная память может оказаться слабым местом для людей, страдающих дислексией. Это предположение не лишено смысла, считает Нина Краус — невролог, изучающий музыку и язык в университете в Иллинойсе. Изучение языка подразумевает активное налаживание связей между речью, ее значением и написанием. «Если вы не сможете запомнить звук, у вас не получиться наладить связь», — говорит она.

Более подробно узнать о связи дислексии с восприятием звуков и оперативной памятью можно на сайте Wired.

Ссылка на основную публикацию
Чем отличается МРТ от рентгена, что лучше рентген или МРТ, вред МРТ, вред МРТ для организма, вред ре
Рентгенография черепа: показания и особенности проведения исследования Головной мозг человека — один из самых непознанных и загадочных органов, а ввиду...
Чем опасен гайморит Здоровье Независимая газета
Гайморит Гайморит – это распространенное среди людей заболевание, во время которого происходит воспаление слизистой оболочки гайморовой пазухи. Она также известна...
Чем опасен для ребенка гестационный сахарный диабет при беременности
Страшные последствия гестационного сахарного диабета при беременности Во время беременности в организме женщины происходит множество изменений, меняется гормональный фон, разные...
Чем отличается ОРЗ от ОРВИ Симптомы, лечение и профилактика распираторных заболеваний
Бактериальная инфекция — симптомы, принципы лечения Бактериальные инфекции – это заболевания, спровоцированные бактериями. К ним относится достаточно широкий спектр патологий,...
Adblock detector